О стилях и классах: Реальность и мифология компьютерных систем управления предприятием
Игорь Карпачев
менеджер отдела управленческого консультирования "Делойт и Туш СНГ" ikarpachev@deloitte.ru
(В статье использованы цитаты из книги М. Булгакова "Мастер и Маргарита").
Все течет, все изменяется
"Ты прав. Горожане сильно изменились, внешне, я говорю, как и сам город, впрочем"
К написанию этой статьи меня подтолкнуло желание классифицировать и упорядочить ту "вакханалию", которая часто имеет место при выборе компьютерных систем управления предприятием. За последние 2-3 года рынок компьютерных систем управления стал значительно более зрелым, часто компании выбирают поставщика и ПО после глубокого и детального анализа.
Появление новых западных систем и дальнейшее развитие российских разработок делает рынок более насыщенным, а конкуренцию - более жесткой. Некоторые аналитики предсказывают в скором будущем пик интереса к компьютерным системам управления предприятием.
В статье рассматриваются проблемы выбора системы управления, а также тенденции, которые, по-видимому, во многом будут определять развитие рынков компьютерных систем в ближайшие несколько лет.
А зачем мне система?
"Для того, чтобы управлять, нужно как никак иметь точный план на некоторый, хоть сколько-нибудь приличный срок"
Выбор компьютерной системы управления предприятием во многом сходен с выбором автомобиля. Собираясь купить машину для себя и семьи, вы, в первую очередь, задаете себе вопрос: "А зачем она мне нужна?". Ответы могут быть различными, но они наверняка напрямую связаны с вашими амбициями, необходимостью покупки и финансовыми возможностями. Можно, например, купить машину для поездок на дачу или работу, для путешествий и, наконец, для престижа. В любом случае, выбор будет сделан исходя из конкретных потребностей.
Ситуация при выборе компьютерной системы управления похожа на описанную выше. Обоснованный ответ на вопрос "зачем?" позволит избежать значительных разочарований в будущем.
Методология выбора ПО требует формулировки детальных требований к будущей системе со стороны всех заинтересованных подразделений. Ответ на вопрос "зачем?" должен быть получен от каждого подразделения, после чего необходимо составить общий документ для всего предприятия.
Будьте готовы к тому, что "зачем" начальника коммерческого отдела может значительно отличаться от "зачем" руководителя производства или финансового директора. Комплексный документ позволит увидеть противоречия и несоответствия в требованиях еще до выбора системы, а не на этапе внедрения или после него.
Заблаговременное составление требований к будущей системе поможет разобраться и во многих других вопросах. Во-первых, сотрудники предприятия определятся в своих потребностях и постараются элементарно "ничего не забыть". Во-вторых, перечень требований может быть использован при проведении демонстраций систем и переговорах с поставщиками (возможно также включение обязательств по реализации требований в контракт на внедрение выбранной системы).
В-третьих, таким образом обосновываются инвестиции. Это тем более важно, что внедрение комплексной информационной системы на протяжении нескольких лет может стоить предприятию не один миллион долларов (что вполне сравнимо с покупкой новой производственной линии или строительством нового цеха). В-четвертых, будет понятно, для каких подразделений выполняется проект, то есть определится широта охвата проекта внедрения до его начала.
В зависимости от того, в какой сфере экономики работает предприятие, его требования к видам учета и управления будут различны (Диаграмма 1).
Диаграмма 1.
После составления детальных требований к новой компьютерной системе можно приступать непосредственно к выбору. Однако прежде, чем остановиться на классификации систем, обсудим общепринятые мифы и распространенные заблуждения, ориентация на которые часто приводит к серьезным материальным и временным затратам.
Продолжение в следующем выпуске.