О стилях и классах: Реальность и мифология компьютерных систем управления предприятием
Игорь Карпачев
менеджер отдела управленческого консультирования "Делойт и Туш СНГ" ikarpachev@deloitte.ru
Начало в выпусках: #93, #94, #95
(В статье использованы цитаты из книги М. Булгакова "Мастер и Маргарита").
Посещение супермаркета
"Драгоценный мой! Брынза не бывает зеленого цвета,
это вас кто-то обманул. Ей полагается быть белой"
Хорошо, скажете вы, теперь мы представляем, какие есть системы. А что делать дальше? Как выбрать из них подходящую именно для моего предприятия? Очевидно, что нет смысла тратить сотни тысяч долларов на покупку системы, возможности которой будут использоваться на 5-10%.
Если вы ответили на вопрос "зачем?", разобрались в мифах, провели экономическое обоснование внедрения, выделили бюджет и определили соответствие вертикального рынка, то процесс выбора значительно упрощается. Скорее всего, у вас останется совсем немного вариантов, которые можно будет изучить более детально: с учетом опыта команды поставщика, политики цен и условий поддержки в процессе внедрения и после.
Понимая, что выбор для каждого предприятия индивидуален, мы предлагаем некоторые рекомендации, касающиеся соотношения различных типов систем с направлениями бизнеса и размерами организаций.
Локальные системы подойдут для небольших предприятий, представительств иностранных фирм с ограниченным бюджетом, которым необходимо автоматизировать отдельные направления учета. Небольшие вложения в ПО также могут быть оправданы, если предприятие требует быстрой отдачи от внедрения на первом этапе и планирует в дальнейшем заменить систему на более сложную.
Для торговых фирм, компаний, предоставляющих те или иные услуги, дистрибьюторских организаций наиболее подойдут по соотношению цена/качество финансово-управленческие системы (основные решаемые ими задачи - это бухгалтерский учет, управление складами продукции, управление кадрами). Финансово-управленческие системы также могут быть использованы на небольших производственных предприятиях, если процесс производства не очень сложен.
Для малых и средних производственных предприятий с небольшим количеством юридических лиц и взаимосвязей наиболее эффективными окажутся средние интегрированные системы или простые конфигурации крупных интегрированных систем. Для таких предприятий основным критерием является именно управление производством, хотя учетные задачи тоже важны.
Для больших холдинговых структур, финансово-промышленных групп, управляющих компаний, которые первостепенное значение придают управлению сложными финансовыми потоками и трансферными ценами, консолидации информации и долгосрочному планированию, во многих случаях подойдут крупные интегрированные системы. Они также обладают хорошими возможностями для управления производством и могут удовлетворить весь комплекс требований крупного холдинга.
Для автоматизации гигантских мультинациональных предприятий в мировой практике используются, в основном, крупные и средние интегрированные системы, часто в совокупности с финансово-управленческими. Именно так на уровне управления всей группой предприятий работает, например, JD Edwards OneWorld (а производственные компании пользуются пакетами среднего класса). Создание электронных интерфейсов упрощает взаимодействие между системами и позволяет избежать двойного ввода данных.
Диаграмма 2.
Что день грядущий нам готовит?
"Сегодня я неофициальное лицо, а завтра, глядишь, официальное!
А бывает и наоборот, Никанор Иванович. И еще как бывает!"
Зрелость рынка характеризуется наличием здоровой конкуренции и широким распространением знания о рыночных предложениях, которое позволяет сравнивать эти предложения. Зрелость российского рынка систем управления предприятием можно оценить и по степени отражения на нем тенденций, существующих на соответствующих рынках в мире. На наш взгляд, такие тенденции начинают постепенно завоевывать российский рынок. Хотелось бы отметить некоторые из них.
Специализированные (вертикальные) решения. Некоторые российские поставщики систем управления стали предлагать вертикальные решения для ряда отраслей. Пока они ориентированы, в основном, на ведение бухгалтерского учета, но эта тенденция, видимо, будет развиваться за счет поставщиков, которые примут стратегию вывода своих систем за рамки бухгалтерских и иных чисто учетных функций.
Появление систем управления производством. Во всем мире основу экономики составляет реальный сектор, которому необходимо четкое управление для поддержания конкурентных преимуществ. Российские производственные предприятия нуждаются в компьютерных системах управления не меньше, чем Дженерал Моторс или Боинг. Ориентация российских поставщиков на создание моделей управления и планирования производственного процесса также соответствует истории развития мировых рынков.
Интеграция российских и западных систем. Поставщики как российских, так и западных систем управления ищут пути взаимной интеграции своих решений. Некоторые альянсы уже заключены, еще ряд, по нашим сведениям, находится в стадии проработки. Сотрудничество нужно нам как воздух, в первую очередь - для использования возможностей управления производством западных систем, для изменения методологии внедрения, а также по ряду других причин.
Атака на предприятия среднего рынка. Как на Западе, так и в России, предприятия среднего рынка значительно более многочисленны, чем крупные организации. Именно благодаря средним предприятиям будет расти число инсталляций систем управления.
Этот факт четко осознается самими поставщиками. Даже самые крупные из них заявляют, что их решения полностью подходят для предприятий среднего рынка. Не оспаривая этот тезис, хотим еще раз подчеркнуть необходимость экономического обоснования выбора той или иной системы управления для конкретного предприятия.
Взаимное обучение предприятий и поставщиков. Как уже отмечалось, за последние 1,5-2 года вырос средний уровень знаний о системах управления. Мы неоднократно сталкивались с примерами детального выбора систем на основе составления требований и четкого формулирования потребностей сотрудниками предприятий.
Со своей стороны, поставщики западных и российских систем управления не только приобрели значительный опыт внедрения и знание областей применения самих систем, но и стали лучше разбираться в потребностях и специфике деятельности предприятий. Как следствие - началась разработка модулей управления производством, появились вертикальные решения.
Отдача от систем. Одним из ключевых факторов развития рынка стало появление реальных результатов от внедрения компьютерных систем управления. Системы, установка которых несколько лет назад казалась ошибкой, сейчас стали давать реальный эффект. Руководители предприятий, одними из первых взявшие на себя риск, связанный с проектами внедрения, начали получать хорошую отдачу.
На все времена
"Позвольте вас поблагодарить от всей души!"
Конец 20-го века характеризовался увеличением масштабов и скорости изменений ситуации, обострением конкуренции на рынке. Пример энциклопедии "Британника", которая за 5 лет потеряла 80% рынка из-за компании Микрософт, предложившей никому не известное издание, но на CD-ROM и в 100 раз дешевле, говорит о том, что информационные технологии в состоянии перевернуть утвердившееся представление о рынках и конкурентах.
Однако при всей динамике развития рынков, система управления внутренними ресурсами предприятия (MRP-II, ERP для производственных предприятий) всегда должна рассматриваться как основа/скелет для удовлетворения потребностей бизнеса и дальнейшего построения архитектур информационных систем. Необходимо, в первую очередь, "навести порядок" у себя дома и лишь потом переходить к управлению взаимоотношениями с клиентами или внедрению Интернет-технологий.