Эффективное управление и сдерживающие факторы в России
Александр Фирсов
Налог на убытки
Приведем примеры затрат, не включаемых в себестоимость продукции:
- аренда имущества (легкового автотранспорта, оргтехники...) у частных лиц и компенсация расходов на топливо и горюче-смазочные материалы частным водителям (письмо Госналогинспекции по г. Москве от 9 сентября 1998 г. № 30-08/27466 "О порядке налогообложения операций, связанных с арендой имущества");
- использование такси сотрудниками предприятия;
- оплата обучения или аттестации сотрудников;
- стоимость консультационных услуг по организации производства.
В строительстве:
- затраты по подготовке кадров для работы на вводимом в действие предприятии;
- затраты по созданию новых и совершенствованию применяемых технологий, а также по повышению качества продукции, связанных с проведением научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ, созданием новых видов сырья и материалов, переоснащением производства;
- затраты на проведение модернизации оборудования, а также реконструкции объектов основных фондов;
- затраты, связанные с ревизией или аудиторской проверкой финансово-хозяйственной деятельности организации, проводимой по инициативе одного из учредителей (участников) этой организации;
- затраты по созданию и совершенствованию систем и средств управления капитального (инвестиционного) характера;
- расходы, связанные с содержанием учебных учреждений и оказанием им бесплатных услуг (Типовые методические рекомендации по планированию и учету себестоимости строительных работ, утверждены Минстроем РФ 4 декабря 1995 г. № БЕ-11-260/7 (с изменениями и дополнениями от 14 августа 1997 г.), пункт 2.6.).
А также:
- расходы на рекламу сверх установленной законодательством нормы;
- потери от уценки товаров, которые подешевели, морально устарели или частично утратили первоначальное качество;
- убыток от списания основных средств вследствие морального износа (Письмо Госналогслужбы РФ от 3 июля 1995 г. № НП-6-08/36 "О включении в себестоимость износа по нематериальным активам");
- затраты на подготовку кадров для работы на вновь вводимом в действие предприятии (там же, пункт 2в);
- затраты на индивидуальное опробование отдельных видов машин и механизмов и комплексное опробование (вхолостую) всех видов оборудования и технических установок с целью проверки качества их монтажа (там же, пункт 2в);
- затраты на содержание дирекции строящейся организации, а также затраты, связанные с приемкой новых организаций и объектов в эксплуатацию (Там же, пункт 2в);
- платежи за использование ссуд банка, связанных с приобретением основных средств, нематериальных и иных внеоборотных активов (там же, пункт 2с).
В результате нередко складывается парадоксальная ситуация. Так, у двух компаний с нулевой прибылью до вычета налогов и различной структурой расходов на рекламу (одна тратит 16% выручки, а другая - 25%) обнаруживается некоторая налогооблагаемая прибыль. Она возникает из-за превышения рекламных расходов над установленными нормами (для предприятий с выручкой до 30 млн. руб. - 7,5%).
Соответственно, компании будут иметь различные показатели финансовой деятельности: у одной расчетная налогооблагаемая прибыль составит 8,5%, а у другой - 15.5% выручки. Фактически налогом облагаются расходы. При этом искажаются данные о доходности предприятия.
Как увидеть прибыль
Для получения более точной информации о финансовом положении фирмы менеджер должен вести параллельный учет по другим правилам или корректировать полученные традиционным способом данные.
Близкую к реальности картину дает использование западных стандартов:
- IAS (International Accounting Standards) - Международные стандарты бухгалтерского учета;
- US Generally Accepted Accounting Principles (US GAAP) - Общепринятые принципы бухгалтерского учета США;
- UK Generally Accepted Accounting Principles (UK GAAP) - Общепринятые принципы бухгалтерского учета Великобритании.
Однако даже международные стандарты не помогут, если в компании ведется так называемая "черная касса". А такая касса присутствует почти на каждом предприятии: для расчетов с частными лицами (разовая работа водителей, курьеры, электрики, ремонт транспорта и бытовой техники) или оплаты товаров (продукты, стройматериалы, инструменты, спецодежда).
Если компания пытается сэкономить на налогах и оформляет липовые расходы ("обналичка" может составлять до 100% всех затрат), то ни финансовый, ни налоговый, ни управленческий учет, ни учет по международным стандартам не дадут реальной картины ее финансового положения.
В таких условиях для эффективного руководства компанией менеджмент должен принимать во внимание ряд дополнительных факторов.
Продолжение в следующем выпуске.