Letyshops

Эффективное управление и сдерживающие факторы в России

Александр Фирсов

Начало в выпусках: #145

Прибыль

Прибыль на Западе определяется как разница между финансовым состоянием компании на начало и конец периода. Или как стоимость активов за вычетом финансовых обязательств (долгов), уставного капитала, резервов фирмы.

Способов нахождения прибыли много. В зависимости от методов получения и интерпретации информации, существуют три основных подхода:

  • финансовый, когда весь учет строится только на основании правильно оформленных документов;
  • управленческий, когда учитывают не только имеющиеся документы, но и влияние внешних факторов (изменение курса доллара, моральное устаревание оборудования, изменение рыночной стоимости активов...), а также личные оценки и менеджеров (вероятность прибыли и убытков в будущем, вероятность получения денег с дебиторов, будущие счета...);
  • налоговый, когда цель учета - определение налогооблагаемой базы по соответствующим правилам.

Финансовый учет, с одной стороны, является основой учета; с другой - подстраивается под общие учетные цели.

Два подхода, три учета

Иван просит у Абрама рубль взаймы, обещая через месяц вернуть вдвойне, и в залог оставляет топор. Когда Иван собирается уходить, Абрам говорит: "Подожди, я кое-что придумал. Через месяц тебе трудно будет вернуть сразу два рубля. Может, ты половину заплатишь сейчас?" Иван соглашается, платит рубль и идет домой, размышляя: "Странно! Рубля нет, топора тоже, один рубль я еще остался должен, и самое главное - все правильно!"

На Западе все три вида учета (финансовый, управленческий и налоговый) максимально объединены. При этом главная роль принадлежит управленческому.

Финансовый учет ведется с максимальной ориентацией на требования управления:

  • малозначительные затраты (не влияющие на принятие решения) игнорируются;
  • не совсем правильно оформленные документы могут быть приняты во внимание;
  • не учитываются затраты, стоимость оформления которых превышает их объем;
  • план счетов определяется руководством компании;
  • дата начала и конца отчетного периода также определяется руководством.

В конце каждого отчетного периода бухгалтерия и руководство компании вносят в данные дополнительные изменения:

  • стоимость активов корректируется с учетом их реальной рыночной стоимости;
  • вносится поправка на безнадежные долги;
  • списываются активы, которые выбыли, но документально еще не оформлены,
  • дополнительно учитываются затраты, которые фактически понесены, но еще не подтверждены счетами;
  • рассчитывается амортизация оборудования исходя из предполагаемого срока службы.

Эти поправки, как правило, увеличивают затраты компании и, соответственно, уменьшают прибыль.

Налоговый учет ведется на основании не финансового, а некого обобщенного учета, максимально приближенного к управленческому. В качестве налогооблагаемой прибыли рассматривается не финансовая прибыль, а управленческая (с незначительными поправками).

Таким образом, последнее слово о финансовом положении компании остается за руководством. Менеджмент самостоятельно оценивает вероятность будущих прибылей и убытков и принимает решение, учитывать их или нет.

В России также существуют три вида учета, но отношения между ними иные:

  • главная роль принадлежит не управленческому, а налоговому учету;
  • финансовый учет ведется по специальным формализованным методикам;
  • частью налогового учета является обязательный расчет "себестоимости" по особым правилам (в него включаются не все расходы компании).

Результат - определение налогооблагаемой прибыли, которая позволяет легко проверить расчет налогов, но отличается от реальной (управленческой) прибыли компании.

Продолжение в следующем выпуске.

Продолжение в выпусках: #147, #148, #149, #151

 

 

Реклама: