Эффективное управление и сдерживающие факторы в России
Александр Фирсов
Начало в выпусках: #145
Прибыль
Прибыль на Западе определяется как разница между финансовым состоянием компании на начало и конец периода. Или как стоимость активов за вычетом финансовых обязательств (долгов), уставного капитала, резервов фирмы.
Способов нахождения прибыли много. В зависимости от методов получения и интерпретации информации, существуют три основных подхода:
- финансовый, когда весь учет строится только на основании правильно оформленных документов;
- управленческий, когда учитывают не только имеющиеся документы, но и влияние внешних факторов (изменение курса доллара, моральное устаревание оборудования, изменение рыночной стоимости активов...), а также личные оценки и менеджеров (вероятность прибыли и убытков в будущем, вероятность получения денег с дебиторов, будущие счета...);
- налоговый, когда цель учета - определение налогооблагаемой базы по соответствующим правилам.
Финансовый учет, с одной стороны, является основой учета; с другой - подстраивается под общие учетные цели.
Два подхода, три учета
Иван просит у Абрама рубль взаймы, обещая через месяц вернуть вдвойне, и в залог оставляет топор. Когда Иван собирается уходить, Абрам говорит: "Подожди, я кое-что придумал. Через месяц тебе трудно будет вернуть сразу два рубля. Может, ты половину заплатишь сейчас?" Иван соглашается, платит рубль и идет домой, размышляя: "Странно! Рубля нет, топора тоже, один рубль я еще остался должен, и самое главное - все правильно!"
На Западе все три вида учета (финансовый, управленческий и налоговый) максимально объединены. При этом главная роль принадлежит управленческому.
Финансовый учет ведется с максимальной ориентацией на требования управления:
- малозначительные затраты (не влияющие на принятие решения) игнорируются;
- не совсем правильно оформленные документы могут быть приняты во внимание;
- не учитываются затраты, стоимость оформления которых превышает их объем;
- план счетов определяется руководством компании;
- дата начала и конца отчетного периода также определяется руководством.
В конце каждого отчетного периода бухгалтерия и руководство компании вносят в данные дополнительные изменения:
- стоимость активов корректируется с учетом их реальной рыночной стоимости;
- вносится поправка на безнадежные долги;
- списываются активы, которые выбыли, но документально еще не оформлены,
- дополнительно учитываются затраты, которые фактически понесены, но еще не подтверждены счетами;
- рассчитывается амортизация оборудования исходя из предполагаемого срока службы.
Эти поправки, как правило, увеличивают затраты компании и, соответственно, уменьшают прибыль.
Налоговый учет ведется на основании не финансового, а некого обобщенного учета, максимально приближенного к управленческому. В качестве налогооблагаемой прибыли рассматривается не финансовая прибыль, а управленческая (с незначительными поправками).
Таким образом, последнее слово о финансовом положении компании остается за руководством. Менеджмент самостоятельно оценивает вероятность будущих прибылей и убытков и принимает решение, учитывать их или нет.
В России также существуют три вида учета, но отношения между ними иные:
- главная роль принадлежит не управленческому, а налоговому учету;
- финансовый учет ведется по специальным формализованным методикам;
- частью налогового учета является обязательный расчет "себестоимости" по особым правилам (в него включаются не все расходы компании).
Результат - определение налогооблагаемой прибыли, которая позволяет легко проверить расчет налогов, но отличается от реальной (управленческой) прибыли компании.
Продолжение в следующем выпуске.