Бухгалтерский учет: на пути к глобальной системе
Joelle Le Vourc'h
Проект
Введение
Глобальная экономика и международная конкуренция оказывают все большее влияние на систему бухгалтерского учета и методологию финансовой отчетности. В данных условиях, когда так часто противопоставляются "континентальный" и "англосаксонский" подходы, хотя это и не имеет столь принципиального значения, может фактически усилиться роль "англосаксонской" модели. Хотя растущее влияние последней, возможно, отвечает интересам транснациональных компаний и финансовых рынков, ответ на вопрос о ее соответствии интересам развивающихся стран (и компаний), переживающих переходный период, является не столь определенным.
Принимая во внимание данные тенденции, предлагается создать глобальную систему бухгалтерского учета и отчетности (ГСБУ) в целях согласования различных потребностей стран и компаний ("пользователей"). Модель "ГСБУ" соответствует макро- и микроэкономическим требованиям, представляет собой единый подход к удовлетворению различных потребностей пользователей. Данная модель согласуется с международной практикой бухгалтерского учета и предоставляет преимущества странам с переходной экономикой:
- применение программных продуктов по бухгалтерскому учету и финансовой отчетности, нацеленных на конкретные потребности пользователей, при этом затраты на их быстрое внедрение относительно невелики;
- возможность создания более эффективных обучающих программ в целях удовлетворения потребностей как бухгалтеров, так и пользователей финансовой информации.
План изложения концепции глобальной системы бухгалтерского учета и отчетности:
- вводная часть, в которой рассматриваются преимущества подхода на базе "ГСБУ";
- четыре конкретные темы, отражающие потребности различных пользователей:
- бухгалтерский учет и статистика;
- учет в государственном секторе;
- бухгалтерский учет и требования налоговых органов;
- бухгалтерский учет и управление предприятием.
Глобальная система бухгалтерского учета и отчетности
Государственные или частные предприятия готовят и используют учетную информацию в процессе своей деятельности. Данная информация используется для внутренних целей, таких как принятие управленческих или стратегических решений, а также для взаимодействия с внешними пользователями, потребности и интересы которых сильно отличаются.
Система бухгалтерского учета и отчетности включает в себя все методы и процедуры, используемые при определении, оценке, учете, обобщении и раскрытии информации, нацеленной на различных пользователей. Среди прочего в концептуальных принципах Комитета по международным стандартам финансовой отчетности (КМСФО) определены следующие виды пользователей (КМСФО, издание 1998 года, стр. 32 и 33):
(a) Инвесторы. Инвесторы, вкладывающие рисковый капитал, и их консультанты беспокоятся о риске, связанном с инвестициями и о доходе на них. Им нужна информация, которая помогла бы им определиться, покупать, держать или продать ценные бумаги. Акционеры также заинтересованы в информации, позволяющей им оценить способность компании выплачивать дивиденды.
(b) Работники. Работники и представляющие их группы заинтересованы в информации о стабильности и прибыльности своих нанимателей. Они также заинтересованы в информации, которая позволяет им оценить способность компании обеспечить заработную плату, пенсии и возможности трудоустройства.
(c) Заимодавцы. Заимодавцев интересует информация, позволяющая им определить, будет ли заем и причитающиеся проценты выплачены в срок.
(d) Поставщики и прочие торговые кредиторы. Поставщики и прочие торговые кредиторы интересуются информацией, которая дает им возможность определить, будет ли в срок погашена задолженность перед ними. Торговые кредиторы, вероятно, будут интересоваться компаниями на протяжении более короткого периода времени, чем заимодавцы, если только они не зависят от продолжения работы компании, как основного покупателя.
(e) Покупатели. Покупателей интересует информация о стабильности компании, особенно, когда они имеют с ней долгосрочные отношения или зависят от нее.
(f) Правительства и их органы. Правительства и их органы заинтересованы в распределении ресурсов и, таким образом, в деятельности компаний. Им также требуется информация для того, чтобы регулировать деятельность компаний, определять налоговую политику, размер национального дохода и т.д.
(g) Общественность. Компании оказывают разнообразное воздействие на членов общества. Например, компании могут вносить значительный вклад в местную экономику самым разным образом, в том числе через количество предоставляемых рабочих мест и опеку местных поставщиков. Финансовая отчетность может помочь общественности, предоставляя информацию о тенденциях и последних изменениях в благосостоянии компании и о диапазоне ее деятельности.
В концептуальных принципах отмечается следующее:
"Хотя все информационные потребности не могут быть удовлетворены финансовой отчетностью, существуют потребности, общие для всех пользователей".
Пользователей часто разбивают на две различные группы: к первой группе относятся те, потребности которых имеют более макроэкономический характер, например, органы государственной власти; ко второй - те, потребности которых имеют более микроэкономический характер (практически все остальные пользователи). Следует отметить, что налоговые органы относятся к обеим категориям.
Принципы стандартизации
Системы бухгалтерского учета меняются во времени и пространстве в соответствии с поступательным развитием потребностей пользователей в информации. Постепенно удалось достичь определенной степени стандартизации.
Общий язык
В бухгалтерском учете и отчетности под стандартизацией понимают разработку общего языка бухгалтерского учета (терминологии и правил синтаксиса) в целях упрощения взаимодействия между всеми заинтересованными лицами. Потребность во взаимодействии и понимании данных бухгалтерского учета является следствием участия огромного количества лиц в процессе подготовки отчетности на базе данных, получаемых из системы бухгалтерского учета.
Таким образом, вполне естественной является попытка найти язык, который мог бы позволить избежать двусмысленности и недопонимания. В основе структуры данного языка лежит целый ряд гипотез, из которых, возможно, наиболее важным является средство повышения сопоставимости: возможность сопоставления аналогичных операций и других событий по методологии, единой для всей компании на протяжении ее существования, равно как для разных компаний, представляет собой наилучший критерий оценки наличия общего языка.
Сопоставимость
Основной целью стандартизации является сопоставление деятельности предприятий за различные отчетные периоды. Однако, в связи с многообразием видов деятельности предприятий сопоставимость должна строиться на основе информации, содержащейся в стандартизированных принципах.
Таким образом, у стандартизации есть определенные границы, в частности, в тех случаях, когда стандартизация практически невозможна и/или не играет существенной роли применительно к сильно диверсифицированной деятельности предприятий. Эффективная система стандартизации часто должна служит компромиссом (учитывающим возможность дальнейших изменений) между едиными методами/принципами и уместностью информации, нацеленной на конкретные виды деятельности предприятий.
Уместность и существенность
В концептуальных принципах КМСФО данная концепция определяется следующим образом (КМСФО, издание 1998 года, стр. 37 - 38):
"Чтобы быть полезной, информация должна быть уместной для пользователей, принимающих решение". На уместность серьезное влияние оказывают характер и значимость информации: "В некоторых случаях одного характера информации достаточно для того, чтобы определить ее уместность. Например, сообщение о новом сегменте может повлиять на оценку рисков и возможностей, имеющихся у компании, независимо от существенности результатов, достигнутых новым сегментом в отчетном периоде".
Другими словами, уместность информации зависит непосредственно от ее характера и существенности.
Нейтральность
Вторая характеристика общего языка связана с нейтральностью информации. Крайне важно, чтобы правила и принципы учета не являлись определяющим фактором при принятии решения. Необходимо предотвратить "искусственный подбор" принципов, обеспечивающих достижение более благоприятных результатов.
В целях повышения качества финансовой информации необходимо обеспечивать объективность принципов учета. Финансовая информация, подготовленная на основе стандартизированных правил и систем, должна помогать третьим лицам в осуществлении ее интерпретации и проведении сопоставлений.
Взаимосвязь
Существуют различия между стандартизированной бухгалтерской отчетностью, составляемой предприятиями для внешний целей, и отчетностью для внутреннего пользования: различается "язык". Информация, составляемая для внешних пользователей, представляется и публикуется с использованием "полуофициального" языка терминов и определений, созданного профессиональными организациями и органами государственной власти. В отчетности, подготавливаемой для внутреннего пользователя, применяется другой язык, а используемые терминология, "жаргон", понятия и т.п. часто отличаются от "официального" или стандартизированного языка. Желательно согласовать эти два языка в целях улучшения понимания и взаимосвязи обоих видов бухгалтерской отчетности.
Источники стандартизации
Для улучшения понимания бухгалтерской отчетности, составляемой для внутреннего и внешнего пользования, а также повышения ее информативности необходимо решить проблему "языка". На первом этапе следует установить наличие каких-либо "правовых рамок" в отношении используемого языка: другими словами, нужно ли придерживаться определенных формулировок, терминов, формы или нет.
В большинстве стран параллельно существуют нормативные акты по бухгалтерскому учету и стандартизированная система бухгалтерского учета.
Процесс стандартизации по крайней мере частично отражается в нормативных актах. Идут дебаты о том, в какой степени и каким образом следует отражать стандартизацию в нормативных актах (тем самым обеспечивая ее обязательный характер). Оставшаяся часть носит рекомендательный характер и, таким образом, может легко меняться в процессе поступательного развития рынка при условии, что изменения не противоречат регулируемой части.
Ответ на данный вопрос во многом зависит от системы права в конкретной стране. Тем не менее, целый ряд элементов является общим для большинства стран, даже если отличается форма представления информации.
В некоторых странах регулирование бухгалтерского учета и отчетности входит в систему законодательства и дифференцируется по конкретным юридическим лицам. Когда в соответствии с законодательством определенные юридические лица обязаны вести бухгалтерский учет, в системе права предусматриваются правила и нормы ведения бухгалтерского учета, а также конкретизируются задачи учета.
Кроме того, требования к бухгалтерскому учету либо содержатся в нескольких источниках права, либо сводятся в закон по бухгалтерскому учету, единому для всех юридических лиц, обязанных вести учет.
Методы стандартизации
Способы и средства стандартизации отличаются, а практический опыт различных стран отражает их культурные традиции. Тем не менее, необходимо рассмотреть ряд минимальных условий, одинаковых для всех ситуаций в целях совершенствования процесса стандартизации:
- четкая иерархическая структура принципов бухгалтерского учета и отчетности;
- разграничение обязательных принципов и принципов, имеющих "рекомендательный" характер;
- определение "сферы применения" отдельных принципов;
- когда требования содержатся в нескольких источниках права, должна существовать концептуальная основа, позволяющая определить ситуации, в которых следует адаптировать существующие правила. Данная концептуальная основа должна меняться с течением времени в соответствии с конкретными условиями;
- соглашение о юридических последствиях публикации отдельных видов информации для внешнего пользования;
- наличие соответствующего профессионального органа или института, координирующего процесс стандартизации и обеспечивающего адекватные изменения бухгалтерской отчетности, в том числе, принципов, лежащих в ее основе, в интересах всех сторон.
Продолжение Вы сможете найти в следующем номере.