Бухгалтерский учет: на пути к глобальной системе. Приложение. Бухгалтерский учет в государственном секторе
Начало в выпусках: #26, #27, #28, #29, #30
Необходимость и потребности в принципах бухгалтерского учета и отчетности не различаются в частном и государственном секторах экономики. Менеджменту в обеих секторах экономики нужны концептуальные основы и четко определенные стандарты для обеспечения достоверного учета видов деятельности, операций, решений и их представления в отчетности.
Методы управления в частном секторе можно применять в государственном секторе. Все больше и больше государственных организаций применяют учет и стандарты отчетности, используемые в частном секторе.
Общие принципы учета в государственном секторе
Основные принципы можно обобщить следующим образом:
- годовые бюджеты: каждое отчитывающееся предприятие готовит прогнозы расходов и доходов на каждый год. В большинстве стран бюджетный процесс подлежит контролю и утверждению Парламентом. Так как эти принципы считаются существенными, сокращается гибкость бюджета, т.е. в отличие от частного сектора сложно вносить поправки в бюджеты;
- баланс доходов и расходов, хотя данное правило применяется по-разному. Для государственных предприятий баланс доходов и расходов затрагивает все виды их деятельности, а местные органы самоуправления обеспечивают баланс в отношении инвестиционной и текущей деятельности. Что касается центрального правительства, принцип балансирования доходов и расходов может нарушаться по результатам голосования в парламенте, а дефицит покрываться за счет заимствований;
- за исключением вышеуказанных двух пунктов, большинство других принципов, связанных с бухгалтерским учетом и управлением, практически полностью соответствуют применяемым в частном секторе (например, разделение на отчетные периоды).
Поэтому общие нормы учета часто применяются к отчетности в государственном секторе.
Это очень помогает в распространении методологии, инструментария и практики бухгалтерского учета, а также содействует развитию единой системы обучения персонала.
И наконец, согласованные нормы для частного и государственного секторов экономики позволяют обеспечить необходимую гибкость в осуществлении контрольных функций. Для осуществления проверок в государственном секторе представляется возможным, особенно в переходный период, использовать по решению государственного органа (например, Суда по аудиту) аудиторов, которые, как правило, являются частными компаниями.
Отдельные замечания
В некоторых случаях необходимо менять принципы бухгалтерского учета в соответствии с конкретными условиями. Например, местные органы самоуправления отличаются по своим размерам (от крупных метрополий до сельского совета). В результате необходимо вносить определенные поправки в применяемые принципы бухгалтерского учета и отчетности. Такой подход не отличается от практики в частном секторе, где принципы учета и отчетности адаптируются в размеру компании (т.е. семейный бизнес, небольшое частное предприятие или компания, ценные бумаги которой котируются на бирже).
Некоторые виды деятельности в государственном секторе выходят за рамки понятий "прибыль" или "рентабельность" капитала, так как они рассматриваются в качестве "общественных услуг". Данное отличие от частных компаний приводит к необходимости изменения формата отчетности. Именно так обстоит дело с такими государственными институтами, как правоохранительные органы и армия, когда затраты поддаются оценке, а показатели результатов деятельности определить достаточно сложно.
Следовательно, учет в государственном секторе должен соответствовать общим принципам, применяемым в частном секторе, и в то же время сохранять специфику, связанную с оказанием общественных услуг.
Вышеуказанные замечания доказывают, что возможно функционирование одной, а не нескольких систем бухгалтерского учета в государственном и частном секторах экономики, так как во многих случаях их требования и потребности практически не отличаются. В связи с этим целесообразно координировать разработку принципов бухгалтерского учета и отчетности, применяемых в частном и государственном секторах, причем координация должна осуществляться в рамках единого органа, устанавливающего стандарты отчетности, в котором адекватным образом представлен каждый сектор экономики.