Назад в будущее
|
Стефен Барр |
Что следует сделать SEC, чтобы прекратить манипулирование прибылью |
Назад в будущее | Неверное направление | Устаревшие правила | Информационное несоответствие |
Председатель Комиссии по ценным бумагам и биржам (Securities and Exchange Commission - SEC) Артур Левитт (Arthur Levitt) вот уже год ведет войну против манипулирования прибылью (earnings management). Однако если внимательнее посмотреть на рекомендуемое им лекарство, то можно предположить, что за причины заболевания выдаются его симптомы. Левитт всячески критикует высших администраторов и членов советов директоров за "бухгалтерские трюки", используемые некоторыми, если не всеми, для того, чтобы подправить показатели прибыли. Разумеется, развертывая свою кампанию в сентябре прошлого года, Левитт не мог не упомянуть "тайный сговор" между руководителями корпораций и аналитиками инвестиционных компаний и выразил озабоченность тем, что "желание удовлетворить консенсусным оценкам прибыли ... может нанести ущерб достоверному представлению информации". Однако предложенное им решение - план из девяти пунктов, направленный на повышение целостности финансовой отчетности, - взваливает на корпорации дополнительный груз. Этот план включает в себя, главным образом, предложения по выработке новых инструкций по ведению учета, усиление деятельности SEC по контролю за соблюдением стандартов, а также повышение контролирующей роли ревизионных комитетов и аудиторов. И хотя Левитт и упомянул о том, что рынок не прощает компаниям даже самые малые отклонения от прогнозов аналитиков, он высказал в адрес последних лишь легкий упрек: "Я призываю Уолл-Стрит полагаться не только на показатели последнего квартала. Наказывайте тех, кто практикует обман, а не открытость и прозрачность". В плане не содержится никаких конкретных идей относительно того, как воплотить этот призыв в жизнь, и вряд ли аналитики послушаются приказа Левитта и будут вести себя как Уоррен Баффет, учитывая показатели нескольких периодов. Вот, что говорит один из финансовых руководителей, пожелавший сохранить анонимность: "Я не услышал ничего, что касалось бы другой стороны". И не только финансовые управляющие заметили эти очевидные недостатки плана. "В нем ничего не говорится про то, что должен делать Уолл-Стрит, - считает бывший секретарь по коммерции Барбара Франклин (Barbara Franklin), являющаяся в настоящее время президентом собственной консультационной фирмы и входящая в правления четырех других компаний, в двух из которых она возглавляет ревизионные комитеты. - Левитт ничего не добьется, нападая только на одну сторону. В плане много сказано лишь о том, что могут сделать администрация и члены правлений". Даже некоторые аналитики согласны с тем, направление крестового похода SEC, по меньшей мере, неявно снимает с Уолл-Стрит любую ответственность за участие в возможное бесчестной игре. И поскольку основное внимание уделяется больше "периферийным вопросам бухгалтерского учета, ничто не побуждает сообщество инвесторов участвовать в этом процессе", - говорит Стив Перкоко (Steve Percoco), аналитик, специализирующий на жилищном строительстве и представляющий компанию Lark Research из города Равей, штат Нью-Джерси. Главный бухгалтер SEC Линн Тернер (Lynn Turner) внял жалобам на то, что кампания, развернутая Комиссией, обходит стороной роль, которую играет Уолл-Стрит в манипуляциях с прибылями, и попросил присылать предложения относительно возможных действий. "Нам же нужно получить какие-нибудь отклики", - говорит Тернер. Но если Левитт действительно вознамерился обуздать манипулирование прибылями, он мог бы прислушаться к мнению тех, кто считает необходимым переделать правила предоставления финансовой отчетности. А ведь это мнение, которого придерживается никто иной, как один из бывших руководителей SEC Стивен Уоллман (Steven Wallman). Решение, как полагают эти "футуристы", состоит в создании системы предоставления отчетности "в реальном масштабе времени". В рамках такой системы аналитики и инвесторы постоянно имели бы прямой доступ по электронным сетям к информации, содержащей ключевые показатели. В прошлом такие идеи выдвигались в русле модернизации устаревшей системы, в которой правила учета отражают реальность предприятий со старой структурой. Однако истина состоит в том, что подобная модернизация, возможно, является самым эффективным, а в реальности единственно эффективным способом положить конец манипулированию прибылями, сделав составление квартальных отчетов ненужным. Реформирование системы в указанном направлении должно, в той или иной степени, повлечь за собой дерегулирование процесса составления финансовой отчетности, а Левитт не считается твердым приверженцем рыночно ориентированных решений проблем регулирования. Однако председатель SEC назначен (и переназначен) на этот пост президентом, предпочитающим искать "третий путь" в публичной политике. Так что и сам Левитт на словах поддержал мнение о том, что регулирование не всегда хорошо. |
[1][2][3][4] | следующая>> | |
[вид для печати] | ||
© CFO |