Воровство на предприятии
|
Гончарук В.А. консультант по маркетингу и управлению |
Из книги "Маркетинговое консультирование", приложение 1. |
Воровство на предприятии | Реклама / Маркетинг | Сбыт / Производство | Провоцируем сами? |
Прежде всего, уточним понятия. Речь пойдет не о воровстве с юридической точки зрения (хотя некоторые описанные ниже действия попадают и под юридическое определение воровства), а, главным образом, о действиях персонала предприятия, ведущих к недополучению предприятием доходов или прямым убыткам, сопровождающимся дополнительной прибылью персонала. Невозможно охватить все аспекты воровства или перечислить все возможные варианты. Мы и не ставим такой задачи. Остановимся лишь на некоторых типичных случаях, с которыми сталкиваются многие предприятия и которые можно предотвратить относительно простыми способами. Консультанты не занимаются выявлением или доказательством случаев воровства. Это функции другой службы (предприятие может нанять частного детектива или обратиться к помощи компетентных органов). Однако предотвращение злоупотребления - задача именно консультирования, так как добиться эффективного взаимодействия предприятия с рынком невозможно при наличии неадекватных методов. Наиболее часто случаи воровства встречаются в таких подразделениях (областях деятельности) предприятия, как закупка, реклама, маркетинг, сбыт, производство. Рассмотрим каждую из них подробно. ЗакупкаЗакупка имеет дело со средствами предприятия, которые направляет на рынок по своему усмотрению (теоретически, руководствуясь целями предприятия). Как предприятие иногда стимулирует сбыт посредством материального стимулирования закупочных агентов покупателя, так и поставщики (такие же предприятия) стараются стимулировать персонал предприятия тем же способом. Особенно распространена здесь выплата комиссионных наличными с объемов закупки. Юридически все может быть легально: заключается трудовое соглашение, по которому закупочный агент предприятия является одновременно торговым агентом поставщика. Иногда применяется нелегальный способ - просто передача наличных. Для некоторых видов деятельности (например - закупка сельхозпродукции у населения) в основном характерно движение наличных средств, которое открывает дополнительные возможности для нечестного персонала. Воровство в закупке существует как система: практически нет такой отрасли, где закупщикам не предлагались бы дополнительные комиссионные. Причем это не является отличительной чертой именно отечественных предприятий. Напротив, зарубежные поставщики проявляют здесь удивительную активность. К примеру, в туристическом бизнесе нередки предложения принимающих фирм - иностранных партнеров - о разделе "сверхприбылей" с менеджером предприятия, разрабатывающим тур. Буквально предложение может звучать так: "Вы выбираете данный отель, мы добавляем $2 стоимости в день на туриста, $1 - Ваш". Для крупной туристической фирмы, в месяц обслуживающей до 500 туристов, систематический ущерб составит 7-14 тыс. долларов. Половину из них получит менеджер. В страховом бизнесе злоупотребление выходит на более высокий уровень - начальников отделов и первых заместителей. Формулировки предложений более осторожны: речь идет о комиссии, которая будет конфиденциально предоставлена предприятию "любым удобным для него способом". В закупке крупных торговых предприятий воровство осуществляется через поставку некачественных, неходовых товаров либо поставку товаров по завышенным ценам. Выявление случаев воровства не происходит автоматически. Та же закупка по завышенным ценам может объясняться непрофессионализмом персонала или недостатком информации. Реагирует на такие случаи обычно сбыт, чья деятельность становится затруднительной. Однако воровство "в разумных пределах" не выявляется и сбытом. Предотвратить подобные случаи обычно проще, чем обнаружить или исправить последствия. В областях деятельности, где имеют хождение наличные средства, необходимо организовать разделение функций: закупка может договариваться о поставке товара и объемах оплаты (это ее функция, право и обязанность), но передачу наличных средств поставщику должен производить находящийся в подчинении бухгалтерии кассир, который знает цифру, но понятия не имеет о договоренности. В этом случае чрезвычайно затруднена организация круговой поруки в закупке (нелегальная договоренность с поставщиком связана с повышенным риском, "игра не стоит свеч"). Целесообразно также организовать независимый контроль маркетингом - мониторинг поставщиков (исследуются цены, качество, условия поставки продукции, существующие на рынке). Расходы здесь минимальны, а уверенность закупки в том, что любая сомнительная сделка немедленно "выплывет наружу", предостережет от необдуманных шагов. (Контроля через предоставление закупкой прайс-листов альтернативных поставщиков недостаточно, так как информация может быть специально отобрана. Предоставление прайс-листов маркетингом в какой-то степени решает проблему, хотя профессиональная работа маркетинга включает и более глубокую проработку предложений поставщиков). |
[1][2][3][4] | следующая>> | |
[вид для печати] | ||
© Гончарук В. А. |