Letyshops

Е-бизнес и бухгалтер

Продолжение.
Комитет по ИТ при IFAC
Функция регистра | Функция главной книги | Документация

Непременное условие прозрачности е-бизнеса и системы ИТ – адекватная процедурная документация с описанием всех системных элементов, нужных для понимания процесса ведения дел электронным способом. Только информация, дополняющая данные ввода и результаты обработки, поможет третьей стороне оценить правильность сложных процедур. Если документация ведется аккуратно и объясняет ход процесса е-бизнеса, это позволяет оценить правильность обработки бухгалтерской информации.

Процедурная документация состоит из двух частей: пользовательской и системной технической. Первая включает в себя информацию, нужную для правильного использования всех приложений ИТ. Она не только содержит общее описание задач и отношений между различными модулями приложения, но и объясняет суть и цель полей ввода, внутренние процедуры обработки (особенно автоматизированной) в программе и процедуры формирования отчетов.

В случае типового ПО производитель дополняет упомянутую часть описанием всех настроек в приложении и документами по системе внутреннего пользовательского контроля (например, параметризации и использованию полей ввода или системы кодирования).

Цель системной технической документации – обеспечить надежную и правильную эксплуатацию ИТ. Также она помогает программисту обслуживать приложения ИТ. Характер и объем этой части зависит от сложности ИТ-приложения. Ее методологию и формальную структуру выбирает программист.

При большом числе языков программирования простой ссылки на исходный код программы недостаточно для прозрачности системы е-бизнеса и бухучета. Документация позволяет специалистам третьей стороны за разумное время понять суть программной обработки (особенно ее функции и процедуры), не зная языка программирования.

Например, системная техническая документация содержит такую информацию:

  • назначение программных модулей и их связь с другими модулями;
  • организация и структура данных (записей данных или таблиц БД);
  • изменяемые элементы таблиц, применяемые для формирования проводок;
  • запрограммированные процедуры обработки, в том числе контроль ввода и обработки;
  • запрограммированные процедуры обработки ошибок;
  • ключи;
  • интерфейсы к другим системам и конкретным данным для обмена;
  • процедуры редактирования, а также инициированные действия (например, приостановление операции, создание сообщения об ошибке и т.д.)

К системной технической документации обычно прилагаются инструкции по правильному применению самой системы, в том числе:

  • резервное копирование;
  • обеспечение деятельности предприятия, в том числе в плане провайдеров интернет-услуг;
  • верификация обработки (журналы обработки и согласования);
  • описание процедур для выпуска новых и измененных программ;
  • перечень существующих программ с подтверждением их версий.
Начало в выпусках: #177, #178, #179, #180, #181, #182, #183
Продолжение в выпусках: #185, #186, #187
<<предыдущая [1][2][3]
[вид для печати]
© IASC

 

 

Реклама: