Letyshops

Эффективное управление и сдерживающие факторы в России

Александр Фирсов

Как мы живем

Сидит на пеньке пессимист и горько плачет: "Ой, как все плохо... И тут плохо, и здесь плохо, и там плохо!" Пробегает мимо веселый и довольный оптимист. Радостно хлопает пессимиста по плечу: "Не плачь, дружище, еще хуже будет!"

Опросы общественного мнения показывают, что россияне довольно пессимистично оценивают существующую ситуацию в стране и обществе. Среди причин неудовлетворительного положения называют неэффективное управление страной.

Как организовать нашу жизнь более разумно? Как достичь того, чего достигли западные страны? Реально ли это? Можно ли эффективно управлять страной, предприятием, организацией? Чем менеджмент в России отличается от менеджмента в других странах?

Попробуем посмотреть на ситуацию со стороны.

Чем занимается менеджер

"На огонь, воду и чужую работу я могу смотреть бесконечно" (российский менеджер).

Если спросить у российских менеджеров или консультантов, чем они занимаются, можно услышать массу интересных вещей о том, как они страшно загружены и сколько у них планов.

Если спросить у российских менеджеров, для чего они прилагают столько усилий, ответы будут различными.

Кто-то скажет, что его цель - поддержание бизнеса в работоспособном состоянии. Кто-то - развитие бизнеса и его расширение; кто-то - оптимизация параметров. Один уточнит, что главное - получить максимум прибыли. Другой - повысить эффективность бизнеса.

Каждый будет по-своему прав.

Эффективность - как это понимать

Сломалась очень большая ЭВМ в очень важной компании. Несколько недель бились лучшие инженеры и техники, но починить не могли. Вызвали старичка-специалиста. Тот подошел к машине, достал из кармана молоточек, слегка стукнул в одном месте по корпусу, и все заработало. Выписывает счет: "Ремонт ЭВМ - 1000 долларов". Ему говорят: "Дедушка, вы же всего один раз стукнули молоточком. За что такие гонорары?" Дедушка: "Извините". И выписывает новый счет: "Удар молоточком - 5 долларов. Знал, где ударить - 995 долларов".

В общественном сознании термин "эффективный" имеет примерно такое же значение, как описано в словаре Ожегова: "Эффективный - дающий эффект, действенный" (Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Рус. яз. 1989, с.745).

В английском языке существуют два совершенно разных понятия:

  • efficiency как способность решить максимум задач при ограниченном объеме ресурсов;
  • effectiveness как способность получить максимальный результат при разумном расходовании ресурсов или вне зависимости от их потребления.

Оба этих термина переводятся на русский язык как "эффективность".

Если руководитель компании требует обеспечить определенную прибыль любыми средствами, он мыслит категорией "effectiveness" - хочет во что бы то ни стало получить результат.

Если руководитель требует максимального эффекта при минимуме затрат, он мыслит категорией "efficiency" - требует определенной зависимости результата от ресурсов.

Существует еще один западный термин - "management efficiency" (эффективность менеджмента). Он используется в теории управления коммерческих предприятий.

На Западе главной (стратегической) задачей менеджера считается максимизация богатства акционеров (maximization of shareholders wealth). Все остальные задачи являются производными.

Российский менеджмент еще только подходит к осознанию и принятию этой цели как основной. Что же мешает ему стать более эффективным именно в смысле "management efficiency"?

Пользователи информации

Приходит посетитель в ресторан, ему подают меню. Он удивленно спрашивает у официанта: "А почему меню у вас без цен?" - "Не хотели сразу портить Вам аппетит!"

Эффективное управление коммерческой организацией невозможно без полной, достоверной информации об этой организации.

Менеджеру любого уровня для контроля и принятия решений необходимо своевременное получение точных данных о том, что происходит в управляемом подразделении, а также в других отделах и в компании в целом.

Руководитель должен иметь возможность сравнивать деятельность своей организации с показателями аналогичных компаний, делать соответствующие выводы и вносить необходимые коррективы в работу фирмы.

Акционерам нужно оценивать деятельность назначенного руководителя и всей организации с целью покупки или продажи акций.

Банки хотят иметь точную информацию о положении своих клиентов для планирования собственной деятельности.

Поставщики и подрядчики должны быть уверены, что организация, с которой они работают, имеет все шансы остаться на плаву и продолжить существование.

Сотрудникам необходимо знать, что компания будет еще долго получать прибыль и не собирается сокращать персонал.

Все эти люди в той или иной мере заинтересованы в достоверной информации.

Если допустить, что цель организации - получение прибыли, то для эффективного управления менеджерам нужна максимально точная, своевременная, достаточно детальная информация о результатах финансовой деятельности компании.

Продолжение в следующем выпуске.

Продолжение в выпусках: #146, #147, #148, #149, #151

 

 

Реклама: