Letyshops

Особенности российского и западного менеджмента

Фирсов А.В., Фирсов Ю.Н.

Начало в выпусках: #136, #137

Работа для отдыха или отдых для работы

Иностранцы стремятся к успеху и достижениям. Внутренняя атмосфера в коллективе, моральный дух являются для них средством, а не целью.

Работа для иностранцев - способ получить деньги для отдыха, развития и семейного счастья.

Иное дело - российский гражданин. Для него работа может быть целью, а отдых после работы - способом набраться сил для трудовых подвигов.

Иностранцев, приезжающих в Россию, часто удивляет отношение россиян к атмосфере в коллективе. Иногда она становится важнее зарплаты.

Как пишет Фонс Тромпенаарс (Fons Trompenaars) в своем исследовании, русские верят, что "надо жить так, как тебе удобнее, даже если ничего не достигаешь" (John Mattock, Russia. The essential guide for the business traveller. London: Kogan page LTD, 1996, p.100).

Принципиальный "стукач"

В странах Запада государственная власть, как правило, является подчиненной по отношению к обществу. Она скорее исполняет, чем руководит, а общество скорее руководит, чем исполняет (хотя, конечно, и исполняет тоже).

Член западного общества считает, что содержит государственную власть (является налогоплательщиком). Соответственно, он доверяет власти настолько, насколько руководитель может доверять своему подчиненному.

В таких условиях члены общества не считают зазорным информировать власть о тех или иных замеченных недостатках.

В России исторически сложилось так, что общество находится в подчиненном положении по отношению к государственной власти. Власть скорее руководит, чем исполняет, а народ скорее исполняет, чем руководит.

В таких условиях любая информация о состоянии дел в обществе или мелком коллективе может быть использовано властью во вред всему коллективу или обществу. Поэтому в России доклад руководству о текущем положении или настроениях в коллективе всегда считался делом антиобщественным и аморальным.

В качестве примера можно привести случай, произошедший в одной иностранной компании, организовавшей в России производство продукции по своей технологии.

Поссорились два инженера-электрика. Оба примерно одного возраста и образования. Оба имеют достаточно большие знания и опыт работы.

Причиной ссоры стало отношение к нарушениям техники безопасности.

Российский инженер допустил мелкое (с российской точки зрения) нарушение. Делал что-то похожее на замену лампочки, забыв вывесить надпись "Не включать: работают люди".

Проходивший мимо иностранный инженер заметил это нарушение, когда процесс уже заканчивался, и, вернувшись на рабочее место, тут же написал письмо главному инженеру фабрики о том, что увидел.

О происшедшем стало известно всему предприятию. Российский инженер не пострадал материально, но его самолюбие было ущемлено. На одной из вечеринок произошла перебранка, едва не закончившаяся дракой.

При разборе инцидента менеджеры фабрики (сотрудники отдела кадров) и руководство выслушали обе стороны.

Российский инженер утверждал, что иностранец поступил подло. Как порядочный человек, он должен был сказать об ошибке лишь нарушителю и предложить ему впредь так не поступать. А докладывать начальству - это стукачество.

Иностранный инженер, напротив, считал себя абсолютно правым. Он утверждал, что данное нарушение техники безопасности может повториться многократно и в любом месте фабрики. Поэтому, во избежание несчастного случая, факт нарушения должен быть доведен до максимального количества сотрудников.

После разбора инцидента каждый остался при своем мнении и с обидой на коллегу.

Донос на самого себя

В западных компаниях существует обязательное правило, предполагающее общение с руководством для получения так называемой обратной связи. Как минимум раз в несколько лет (а кое-где и раз в год) каждый сотрудник пишет отчет о собственных достижениях (appraisal form), который затем подробно разбирает с руководителем.

В России такая процедура называется аттестацией и проводится, в основном, формально.

На Западе ей придают огромное значение.

Во-первых, руководитель может обсудить с подчиненным его успехи и упущения один на один хотя бы раз в год.

Во-вторых, удается наметить планы по совершенствованию на будущее.

В-третьих, подписывается документ, который, как правило, является основным для принятия решения о повышении зарплаты.

Такое правило западных компаний можно только приветствовать, поскольку оно обеспечивает регулярное общение между руководителем и подчиненным и позволяет даже самому нерешительному из сотрудников рассказать о своих достижениях начальству.

Еще один вид "доносительства", важный для западных компаний, - доклад о собственных ошибках, которые могут повредить репутации фирмы.

В качестве примера приведем случай, когда один из сотрудников уронил в огромный бак с продуктом (шоколадом) посторонний предмет (шариковую ручку). После того, как сотрудник доложил об ошибке, весь бак был сброшен в отходы и компания понесла многотысячные убытки.

Однако сотрудник не был уволен или наказан. Наоборот, его поощрили, а информацию о его поступке довели до всех работников фирмы не только в России, но и за рубежом. Почему - догадаться нетрудно: обломки пластмассы не попали в изделия фирмы, и репутация производителя не пострадала.

В результате компания начала в обязательном порядке выдавать своим сотрудникам металлические шариковые ручки с металлическими стержнями, а все линии были оборудованы детекторами металла.

Продолжение в следующем выпуске.

Продолжение в выпусках: #139, #140, #141, #143, #144

 

 

Реклама: