Letyshops

Особенности российского и западного менеджмента

Фирсов А.В., Фирсов Ю.Н.

Начало в выпусках: #136

Проактивность и реактивность

Проактивностью называется наличие у каждого человека стремления самому вершить свою судьбу.

Отсутствие проактивности - подчинение внешним условиям в большей мере, чем внутренним стремлениям, - считается на Западе серьезным недостатком. Проактивные люди гораздо больше добиваются в жизни. Реактивные, как правило, плывут по течению.

Каждая западная компания старается собрать как можно больше проактивных людей. Они могут двигать вперед не только себя, но и всю фирму.

Для выявления проактивности при приеме на работу задается вопрос: "Как Вы видите свое будущее через 3-5 лет?" Если кандидат представляет себя в лучших условиях, на более высокой должности, в лучшем финансовом положении, это считается достаточным признаком проактивной жизненной позиции.

Мне неоднократно приходилось быть свидетелем собеседования, проводимого иностранцами при приеме на работу российских граждан. На вопрос: "Каковы ваши амбиции?" - большинство русских отвечали одинаково: "Уверяю Вас, у меня нет никаких амбиций". Работодатели были в шоке.

На Западе, в отличие от России, наличие у человека амбиций рассматривается как обязательное условие. Это слово имеет ярко выраженный положительный смысл и означает желание достичь чего-то большего.

В России, напротив, амбициозным человеком обычно называют того, кто не уважает окружающих и всячески стремится подняться над ними, выделиться из общей массы, часто за счет других.

Устроившись на работу в иностранную компанию, надо забыть русскую поговорку "Мне что - больше всех надо?" и постараться доказать, что да, действительно, надо больше всех. В противном случае можно готовиться к сокращению.

Направлять или погонять

Почему так?!

1. Когда я делаю работу долго - я медленный! Когда шеф - он щепетильный!

2. Когда я не делаю работу - я ленивый! Когда шеф - он слишком занят!

3. Когда я делаю что-то по собственной инициативе - я выпендриваюсь! Когда шеф - он проявляет инициативу!

4. Когда я хвалю своего шефа - я подлизываюсь! Когда шеф хвалит своего шефа - он сотрудничает!

5. Когда я делаю что-нибудь хорошее - шеф никогда не помнит! Когда я делаю плохое - шеф никогда не забывает!

6. Когда меня нет в офисе - я шатаюсь где-то! Когда шефа нет - он на встрече!

7. Когда я ошибаюсь - я дебил безмозглый! Когда шеф - он тоже человек!

Очень часто руководители российских компаний придерживаются устава из двух параграфов. Параграф 1: начальник всегда прав. Параграф 2: если начальник не прав, см. параграф 1.

Иногда то же самое звучит так: "Ты начальник - я дурак, я начальник - ты дурак". Или: "Жираф большой - ему видней".

При таком подходе руководителю лучше иметь реактивного и исполнительного подчиненного, чем проактивного, с собственными идеями и стремлениями.

Конечно, на Западе существует субординация. Но там приветствуется наличие собственных идей и умение правильно преподнести их окружающим, в том числе и своему руководству.

На Западе руководитель должен скорее направлять подчиненных, чем погонять их. Упор делается на партнерские отношения. Руководитель может не иметь отдельного кабинета и быть всегда на виду у подчиненных, ездить на такой же машине, как и подчиненные, питаться в той же столовой.

В некоторых западных фирмах даже структуру организации изображают вершиной вниз, подчеркивая, что задача руководителя - не давить на подчиненных, а помогать им в работе.

Быстро ездим, сильно тормозим

Существуют предположения, что специфика русского характера, отмеченная Бисмарком ("медленно запрягают, но быстро ездят"), объясняется длинной зимой и коротким летом.

В средней полосе России крестьянин вынужден был много спать зимой и очень быстро, от зари до зари, работать летом, чтобы вырастить и собрать небогатый урожай. Предполагается, что это отразилось на ленивом русском характере.

Не будучи крестьянами, мы продолжаем жить именно так: неспешно разгоняемся, несемся очертя голову и медленно остываем после остановки.

Именно такими русских людей часто представляют себе иностранцы, впервые приезжающие в Россию: небрежно одетыми, вечно сонными, опаздывающими и забывающими про свои обязательства, не соблюдающими никаких правил и законов.

Вынужден заметить, что основания для подобных представлений имеются.

Если вы смотрели фильм "Белое солнце пустыни", то, конечно же, улыбались, услышав выражения: "давно сидим...", "у него гранаты не той системы...", "стреляли...". Не менее смешно иностранцам слышать, как русские инженеры и менеджеры говорят: "постараемся сделать к такому-то сроку", "может быть и получится...", "и так сойдет...".

Не сойдет.

Только регулярное выполнение работы к указанному сроку может считаться нормальным в иностранной компании. При этом качество должно быть максимально высоким.

Иностранной фирме проще уволить несколько десятков человек, работающих некачественно, чем потерять свой имидж.

Продолжение в следующем выпуске.

Продолжение в выпусках: #138, #139, #140, #141, #143, #144

 

 

Реклама: