Особенности российского и западного менеджмента
Фирсов А.В., Фирсов Ю.Н.
Начало в выпусках: #136, #137, #138, #139, #140, #141, #143
Стиль руководства
В каждой компании стиль управления определяется руководством компании.
Как уже говорилось, обязательными условиями являются: желание добиться большего, работоспособность, умение вести переговоры один на один, умение выступать перед коллективом, уважение ценностей фирмы и умение работать в команде.
Остальные требования могут зависеть от стремлений конкретного руководителя.
Кто-то желает вовлечь коллектив в те или иные мероприятия. Кто-то заботится о равном представительстве мужчин и женщин в руководстве подразделений фирмы. Подходы могут быть различными.
В российских компаниях преобладает жесткий и авторитарный стиль руководства. Это относится и к обсуждению возникшей проблемы, и к реализации принятых начальством решений.
Взаимоотношения полов
Любая западная компания строго следит за сохранением равноправия мужчин и женщин. В руководящих документах обязательно присутствует запрет на сексуальное домогательство и определяется строжайшее наказание, вплоть до немедленного увольнения.
При этом домогательством может считаться предложение подвезти домой, услужливо открытая дверь, лежащий на столе мужской журнал, рассказанный анекдот или простое насвистывание.
Работая в России, иностранные компании стараются включить во внутренние документы соответствующие положения, а также ввести определенные квоты на участие женщин в руководстве компанией. Однако здесь эти благие намерения остаются, как правило, на бумаге. В лучшем случае все сводится к пожеланию иметь немного больше женщин во втором эшелоне руководства.
Для того чтобы российская женщина подала руководству жалобу на сексуальное домогательство, необходимо полное отсутствие тормозов у домогающегося мужчины. В противном случае коллеги (как мужчины, так и женщины) просто покрутят пальцем у виска.
Скорее всего, российская женщина даже обрадуется поднесенным без повода букету или шоколадке, открытой двери, предложению подвезти до дома. Она не всегда обидится на анекдот, с любопытством возьмет полистать мужской журнал.
И хотя ситуация в нашем обществе постепенно меняется, до американских законов и правил нам еще далеко.
Моральные принципы
Вопрос с моралью очень сложен. Большинство иностранных компаний имеют собственные правила и принципы. В противном случае с ними никто не захочет работать.
Эти принципы не всегда служат непререкаемым законом, но в нормальных условиях их все же стараются соблюдать, хотя бы формально. Сложнее в условиях кризиса или жесткой конкуренции. Человек слаб, и требовать от висящей над пропастью иностранной компании соблюдения всех заявленных ею правил, по меньшей мере, наивно.
Российские фирмы отличаются отсутствием каких-либо принципов, за исключением одного - получение прибыли любой ценой. К сожалению, наличие других установок во внутренней политике или взаимоотношениях с краткосрочными партнерами часто рассматривается в России как слабость или недостаток.
Отношение к переменам
Иностранные компании вынуждены существовать в условиях жесткой конкуренции. Одно из обязательных условий их деятельности - способность быстро приспособиться к внешним изменениям, захватить освободившуюся нишу.
Мобильность обеспечивается, кроме прочего, способностью фирмы быстро перестроить свою внутреннюю структуру или штатное расписание. В иностранных компаниях распространено выражение: "Не из-за личной неприязни, а в интересах бизнеса..."
Российские фирмы, как правило, хорошо приспособлены к внешним переменам, но проигрывают иностранным конкурентам в способности к внутренней реорганизации. Наши руководители с трудом разрывают налаженные неформальные связи и отношения. Это относится как к партнерам по бизнесу, так и к сотрудникам.
В условиях однонаправленных преобразований (которые чаще всего и происходят на Западе) умение быстро перестроиться - неоспоримый плюс. Однако когда направление реформ постоянно меняется, отсутствие внутренней гибкости может стать преимуществом в случае отката внутренней политики.
Так, организации военно-промышленного комплекса, которые избежали конверсии и были заморожены в ожидании нового государственного заказа, при возврате к командно-административному управлению окажутся намного более приспособленными, чем те, кто поторопился сменить курс.
Перечисленные особенности русского менеджмента - только несколько штрихов в общей картине. Но без знания этих мелочей российской компании сложно не только работать на международном рынке, но и правильно организовать бизнес в России.