Несмотря, на указанные проблемы, у "обеспокоившегося" менеджера есть шанс выжить и быть успешным через 5-10 лет. Для этого надо отсечь от компании все лишнее и сконцентрировать инвестиционные ресурсы на новых разработках, ориентированных на высокоспециализированную рыночную нишу. Вероятно, успешные менеджеры в 2001 г. сосредоточат свои усилия на следующих аспектах управления: - Отсечение нестратегических бизнесов/продуктов. На основании тщательного анализа перспективности всех продуктов будут расставлены приоритеты, которые позволят определить, во что вкладывать средства, а во что - нет. Основными критериями выделения стратегических продуктов станут: возможность вложить в новые разработки и модернизацию производства средства, сопоставимые с инвестициями иностранных конкурентов; уровень "отставания" от конкурентов.
Для продуктов, признанных неприоритетными, наиболее эффективным будет поиск стратегических российских или иностранных партнеров, для которых производство данной продукции является основным. Если таких партнеров найти не удастся, стоит принять решение о постепенном отказе от выпуска непрофильной продукции (например, продать часть мощностей). - Выделение/отказ от вспомогательных производств. Цель выделения вспомогательных производств - высвободить средства на развитие основного производства. Предприятия будут стремиться оставить изготовление нестандартного инструмента или оснастки, которые нельзя приобрести на стороне.
- Поиск "мозгов". На наш взгляд, поиск "мозгов" станет наиболее важной задачей управления в ближайшие два года. В первую очередь, менеджеры обратятся к сохранившимся в институтах и КБ с советских времен кадрам и разработкам. Наиболее передовые компании начнут искать на Западе небольшие инновационные фирмы, которые можно было бы приобрести за невысокую цену.
- Поиск "изюминки". Основной способ стать производителем так называемого инженерного продукта (а не заготовки) - узкая специализация на одном-двух продуктах, которые предприятие делает лучше всего. Успешные менеджеры будут пытаться найти товары и технологии, которые появились недавно и мало освоены конкурентами. В частности, можно заняться покупкой лицензий и патентов на многообещающие новинки.
- Расширение кругозора. В первую очередь, предполагается поиск поставщиков за рубежом. Многие российские предприятия, устав от некачественных и несвоевременных поставок, приобретают поставщиков, отвлекая значительные средства от основного бизнеса. "Переключение" на зарубежного продавца, даже если его цены выше российских, позволит сэкономить значительные средства.
|