План, учет и капитал, или Как планировать и учитывать свой бизнес в 2001 г.
|
Багазеев И.В., Зеленина О.Д. Исследовательско-консультационная фирма "Новое решение", Екатеринбург |
Тезисы выступления на конференции "Управление в России: отказ от иллюзий" (Санкт-Петербург, 23-24 ноября 2000г.). Предоставлены ИКФ "АЛЬТ". |
Планирование планированию рознь | У бизнеса и предприятия разные цели | Болезни стратегического планирования |
Поскольку стратегия - это взгляд, обращенный в будущее, можно говорить о двух распространенных болезнях: стратегической дальнозоркости и стратегической близорукости. Первой болезни, как правило, подвержено руководство предприятий, не имеющих традиций планово-экономической работы. Топ-менеджеры легко и непринужденно оперируют такими понятиями, как миссия и стратегия, не переводя эти термины в экономические показатели. В итоге они не могут ответить на вопрос о коммерческой эффективности того или иного способа достижения цели. Менеджеры "старой закалки", напротив, активно используют "исключительно экономические" параметры: выпуск, прибыль, затраты. Именно они склонны разрабатывать "план ради плана", теряя за множеством цифр прикладной управленческий смысл. Поэтому они не представляют, насколько выбранный путь соответствует целям бизнеса, а не предприятия. Рекомендуемый путь - гармоничное выражение стратегии бизнеса через экономические показатели. Для российских предприятий ключевым набором показателей, позволяющих решать задачи стратегического управления являются прибыль и коэффициенты нормирования основных и оборотных средств. Прибыль показывает способность бизнеса создавать доход, достаточный для реализации стратегических планов собственника, а для предприятия становится целевым ориентиром. Нормирование оборотных средств позволяет обеспечить ликвидность деятельности предприятия через контроль в наиболее проблемной области, такой как планирование оборотного капитала. Непосредственно стратегическими целями могут быть: обеспечение доходности вложенного капитала, сопоставимой с прибылью от альтернативных вложений; сохранение бизнеса в течение заданного периода за счет собственных ресурсов или непревышение определенного уровня вложений собственника. В конечном счете, именно прибыль используется при оценке всех вариантов. Другие параметры экономического описания стратегии - доля на рынке, объем выпуска товарной продукции, уровень технической оснащенности - отражают лишь деятельность предприятия по достижению базовых показателей и в этом смысле являются производными от них. Окончание в следующем выпуске. |
Продолжение в выпусках: #119 | ||
<<предыдущая | [1][2][3] | |
[вид для печати] | ||
© ИКФ "АЛЬТ" |