Поговорим о финансовой грамотности
|
Дэвид Шерман, Дэвид Янг |
Продолжение. |
Влияние отличий | Сколько летать самолету? |
Проиллюстрируем ряд глобальных проблем, связанных с финансовой грамотностью, на примере авиационной компании. Подобные вопросы возникают во всех отраслях, если фирмы конкурируют на международном рынке (фармация, связь, банковские услуги и др.). В 1999 г. компания Delta Airlines увеличила средний срок эксплуатации самолета с 20 до 25 лет, тем самым, уменьшив амортизацию. В итоге прибыль на акцию (EPS) фирмы выросла с 7,2 доллара до 7,8, то есть на 13% (вместо 4% - без учета изменений). Хорошая новость для акционеров: информация была раскрыта в полном соответствии с учетными стандартами США. Таким образом, каждый, кто знал, что нужно искать, и умел толковать публикации, анализируя работу Delta, мог сделать необходимые поправки. Тревожит другое: с 1988 г. Delta уже в третий раз меняет срок амортизации самолетов, снижая затраты и увеличивая доходы. Возникают два вопроса:
Если политика Delta значительно отличается от принятой в отрасли, руководство должно представить убедительное объяснение, чтобы предупредить неприятные вопросы аналитиков или SEC. Если регулирующие органы сочтут объяснение недостаточным, компанию могут заставить пересчитать прибыль, что, скорее всего, вызовет резко отрицательную реакцию рынка. Не дожидаясь вмешательства SEC, финансово грамотные члены аудиторских комитетов могут сами инициировать пересчет прибыли. Комитет по компенсациям должен выяснить, чем продиктовано изменение в учете: желанием точнее отражать экономическую реальность или стремлением показать прибыль, которая обеспечит руководству получение бонусов. Delta, вероятно, хотела бы знать, как другие авиалинии измеряют активы и доходы по системе финансовой отчетности США и вне ее. Как будут выглядеть результаты деятельности компании по сравнению с показателями зарубежных конкурентов, если использовать единые (американские или иностранные) методы учета? Член совета в Delta обнаружил бы, что другие авиалинии не используют 25-летний срок эксплуатации. В Qantas реактивные самолеты служат 20 лет, в British Airways - от 16 до 27, а в Singapore Airlines - 10 лет. Чтобы сравнить деятельность Delta с работой этих и других авиалиний, надо определить, различаются ли реальные сроки эксплуатации. Если нет, необходимо пересчитать прибыль, по крайней мере - для внутренних отчетов. Окончание в следующем выпуске. |
Начало в выпусках: #125, #126, #127, #128, #129, #130, #131, #132 | ||
Продолжение в выпусках: #134 | ||
<<предыдущая | [1][2] | |
[вид для печати] | ||
© Дэвид Шерман |