Поговорим о финансовой грамотности
Дэвид Шерман, Дэвид Янг
Начало в выпусках: #125, #126, #127
Признание дохода
На пути к финансовой грамотности следует помнить о шести минах. Одна из них - измерение (признание) дохода.
Вопрос: Какое событие влечет за собой признание сделки и как определяется доход? Обеспечивает ли этот способ разумное измерение дохода, полученного за отчетный период; согласуется ли с измерением дохода у внутренних и иностранных конкурентов; ясно ли это описано в примечаниях к финансовому отчету? Если доход измеряется необычным или новым способом, раскрывается и объясняется ли соотношение недостатков и преимуществ такого нестандартного подхода?
Из-за проблем с определением дохода MicroStrategy, Kendall Square Research и другие компании были вынуждены пересмотреть свои отчеты и понести значительные судебные издержки; цены на их акции упали. Как правило, вопрос о моменте завершения сделки решается просто: доход отражают, когда товар отправлен или получен, услуга оказана. Однако есть и сложные случаи. Например:
В какой момент признавать доход, если есть обязательства клиента вносить плату за приобретенный продукт в течение нескольких лет? Можно отразить доход полностью, как только товар доставлен. Но где гарантия, что клиент выполнит обязательства по оплате? А если он разорится?
Практика подсказывает, что методы признания дохода следует пересмотреть, если компания осваивает новый географический регион, новый тип клиентов или продукт.
Примеры
Допустим, какой-то предмет был выставлен на Интернет-аукцион и продан за 100 долларов. При этом 5 долларов - комиссионный сбор.
Если аукцион отразит всю сумму сделки как доход, а плату за выставленный предмет как расход, то доход составит 100 долларов, расход - 95, а прибыль до налогообложения - 5 долларов.
Если в качестве дохода признаются только комиссионные, то расход не учитывается и прибыль до налогообложения составляет те же 5 долларов.
В первом случае официальная сумма сделки - 100 долларов, во втором - 5. Последняя цифра ближе к реальности, но некоторые онлайновые компании, используя эту лазейку, показывают преувеличенные объемы продаж.
Другой пример. Компания Dell продает компьютерный монитор, купленный у независимого производителя. Что она должна отразить как доход: маржу или полную стоимость? Очевидно: доход показывается по полной цене, а стоимость монитора проводится как расход.
Но что если Dell организует доставку монитора непосредственно от производителя к клиенту? Надо ли снизить цифры продаж только потому, что найдено более эффективное решение в сфере логистики - признак хорошего управления? Надо ли учитывать юридические аспекты, исходя из того, кто несет ответственность за повреждение товара при перевозке?
Каким бы ни было решение, о нем следует сообщить инвесторам. Хотя выбор того или иного метода учета доходов не скажется на сумме прибыли, он повлияет на показатель роста продаж. А этот показатель инвесторы сегодня считают более важным индикатором возможной прибыльности, чем текущие доходы.
Если раньше рейтинг крупнейших корпораций создавался на основе оборотов, прибыли и доходности капитала, то к концу 90-х в Forbes и других источниках стали появляться списки ведущих компаний, где главное внимание уделяется росту продаж, а не прибыли.
Американские компании часто подвергаются критике за то, что они "взорвали бомбу" признания дохода, но эта проблема не решена и за пределами США.
Например, в Великобритании работники Allied Carpet отражали доход, не дожидаясь расстилки ковров, что противоречило учетной политике предприятия. Это несущественное, казалось бы, нарушение не только повлекло за собой падение акций компании, но и стало поводом для появления в прессе критических отзывов: "Продавать ковры не умеют, но отлично под них заметают".
Продолжение в следующем выпуске.