Поговорим о финансовой грамотности
Дэвид Шерман, Дэвид Янг
Начало в выпусках: #125, #126, #127, #128, #129
Оценка активов
Вопросы: Отражает ли стоимость материальных и нематериальных активов и их списание истинную стоимость и ее изменения за текущий период, полностью ли раскрыты такие корректировки? Согласуются ли бухгалтерские проводки с учетом отраслевых и глобальных конкурентов; оправданы ли отличия и нужно ли их раскрывать в финансовой отчетности?
Как правило, активы отражаются в балансе по первоначальной стоимости за вычетом амортизации или износа, с подробным объяснением в примечаниях к отчету.
Износ материального актива требует оценить срок его полезной службы. Когда руководство меняет критерий оценки, возникает вопрос: почему?
Скажем, компания Delta Airlines пересматривала правила амортизации дважды за десять лет, и каждый раз это приводило к значительному увеличению балансовой прибыли. Что послужило причиной реформ? Реальные изменения сроков эксплуатации, стремление согласовать свои принципы с учетной политикой конкурентов, другие факторы? Обоснованы и раскрыты ли должным образом эти причины?
Сами себя провели
Ожидания инвесторов заставляют руководителей искать способ завысить прибыль путем переоценки активов.
AOL, провайдер Интернет-услуг, представляет новую отрасль, где главное - творчество во всех измерениях. Хотя компании, работающие в области е-коммерции или, к примеру, биотехнологий, не обещают прибыли в первые годы, объемы затрат по сравнению с ожидаемыми - мощный стимул для руководителей манипулировать доходами.
В 1996 г. стоимость акций AOL упала с 70 до 25 долларов. Причиной было снижение доходов вследствие перехода с агрессивного бухгалтерского метода оценки активов на более традиционный.
Изначально компания отражала средства, затраченные на рассылку бесплатных дисков для привлечения новых клиентов, как нематериальный актив со сроком амортизации - более трех лет. Традиционно маркетинговые затраты учитываются в расходах по мере их совершения.
В итоге AOL потратила на маркетинг 363 млн. долларов за один год, а показала в расходах только 126 млн. Таким образом, при традиционном методе учета прибыль компании до налогообложения надо было уменьшить на 200 млн. долларов.
Переход к общепринятому методу учета маркетинговых затрат привел к единовременной потере 385 млн. долларов и удалению из баланса соответствующего нематериального актива. В мае 2000 г., после проверки SEC, компания согласилась уплатить 3 млн. долларов штрафа.
Кто в AOL задавался вопросом, разумна, верна ли используемая практика? Конечно, компания работает в новой отрасли и нуждается в новых правилах учета, но руководители должны понимать, что спорные решения следует обосновать перед инвесторами.
Стоит подумать
Основные вопросы для директоров:
- совместимы ли наши правила оценки нематериальных активов с теми, которые используют конкуренты?
- отражают ли корректировки балансовой стоимости подлинный износ, а не махинации с доходами?
Компании, которые не хотят, чтобы затраты на научные исследования и разработки (R&D) уменьшили их доход, пытаются ускорить списание этих затрат для приобретенных компаний, а инвестиции в R&D показать как инвестиции в партнерские фирмы. Если аналитики определят, что такие действия продиктованы желанием манипулировать прибылью, это может серьезно повредить репутации фирмы.
Ирландская фармацевтическая компания Elan отпугнула некоторых аналитиков и инвесторов своим агрессивным учетом затрат на R&D (Elan and the SEC Gibe and Take on Accounting - Heard on the street - Robert McGough WALL STREET JOURNAL - July 1999 и Elan Just How Real are the Irish Drug Star's Earnings? Fortune, March 29, 1999 Tehany McLean pg. 123).
Финансово грамотный член совета задумался бы, дадут ли спорные методы в целом здоровой компании объективную картину доходов.
Продолжение в следующем выпуске.