Поговорим о финансовой грамотности
Дэвид Шерман, Дэвид Янг
Начало в выпусках: #125, #126, #127, #128, #129, #130, #131, #132
Влияние отличий
В США требования к раскрытию информации, предназначенные для публичных компаний, значимы, стандартизованы и доступны для всех. Правила для частных фирм устанавливаются в каждом штате. Подобное "неравноправие" существует в Европе и Азии.
Таким образом, требования к периодичности, детальности и аудиту корпоративной отчетности различаются в зависимости не только от страны, но и от типа компании.
Понятие финансовой грамотности в глобальном контексте можно расширить и обозначить как знание: 1) где и когда можно найти нужную отчетность; 2) чем отличаются принципы ее составления от принятых в вашей стране; 3) виды средств контроля, определяющие надежность отчетности.
Иногда особенности составления финансовой отчетности в разных странах недооценивают, как и влияние этих особенностей. Стоимость акций и индекс Никкей (Nikkei) на Токийской фондовой бирже могут зависеть от неумения оценить прибыльность компаний, соблюдающих японские учетные стандарты.
Несмотря на последние улучшения, некоторые американские финансисты отмечают: "Никто не знает, насколько плохи в Японии банковские активы. Переводы [между связанными компаниями] сложны и закрыты, а управление прибылью настолько гибкое, что некоторые фирмы могут создавать запасы на случай плохой погоды" [Lowenstein].
Сколько летать самолету?
Проиллюстрируем ряд глобальных проблем, связанных с финансовой грамотностью, на примере авиационной компании. Подобные вопросы возникают во всех отраслях, если фирмы конкурируют на международном рынке (фармация, связь, банковские услуги и др.).
В 1999 г. компания Delta Airlines увеличила средний срок эксплуатации самолета с 20 до 25 лет, тем самым, уменьшив амортизацию. В итоге прибыль на акцию (EPS) фирмы выросла с 7,2 доллара до 7,8, то есть на 13% (вместо 4% - без учета изменений).
Хорошая новость для акционеров: информация была раскрыта в полном соответствии с учетными стандартами США. Таким образом, каждый, кто знал, что нужно искать, и умел толковать публикации, анализируя работу Delta, мог сделать необходимые поправки.
Тревожит другое: с 1988 г. Delta уже в третий раз меняет срок амортизации самолетов, снижая затраты и увеличивая доходы. Возникают два вопроса:
- обоснованны ли такие изменения или это чисто учетные манипуляции ради искусственного увеличения прибыли?
- как начисляют амортизацию конкуренты компании?
Если политика Delta значительно отличается от принятой в отрасли, руководство должно представить убедительное объяснение, чтобы предупредить неприятные вопросы аналитиков или SEC. Если регулирующие органы сочтут объяснение недостаточным, компанию могут заставить пересчитать прибыль, что, скорее всего, вызовет резко отрицательную реакцию рынка.
Не дожидаясь вмешательства SEC, финансово грамотные члены аудиторских комитетов могут сами инициировать пересчет прибыли.
Комитет по компенсациям должен выяснить, чем продиктовано изменение в учете: желанием точнее отражать экономическую реальность или стремлением показать прибыль, которая обеспечит руководству получение бонусов.
Delta, вероятно, хотела бы знать, как другие авиалинии измеряют активы и доходы по системе финансовой отчетности США и вне ее. Как будут выглядеть результаты деятельности компании по сравнению с показателями зарубежных конкурентов, если использовать единые (американские или иностранные) методы учета?
Член совета в Delta обнаружил бы, что другие авиалинии не используют 25-летний срок эксплуатации. В Qantas реактивные самолеты служат 20 лет, в British Airways - от 16 до 27, а в Singapore Airlines - 10 лет.
Чтобы сравнить деятельность Delta с работой этих и других авиалиний, надо определить, различаются ли реальные сроки эксплуатации. Если нет, необходимо пересчитать прибыль, по крайней мере - для внутренних отчетов.
Окончание в следующем выпуске.
Продолжение в выпусках: #134