Letyshops

Определение конкурентного положения организации

Цели | Жизненный цикл продукта | Матрица стратегического положения и оценки действий (SPACE) | Матрица стратегического положения и оценки действий (продолжение) | Стратегический групповой анализ | Общие конкурентные стратегии | Контрольное задание | Ответы на контрольное задание | Модуль 3 - Резюме

Мы уже отмечали, что организации постоянно конкурируют. Джонсон и Скулз (1989) отмечают, что одной из наиболее общих моделей для понимания того, как условия среды воздействуют на организацию в конкурентном смысле, является идея жизненного цикла продукта. Основным принципом здесь является то, что условия на месте продажи в зависимости от этапа его роста влияют на рыночные условия и остроту конкуренции. Модель жизненного цикла продукта дает конкретную основу для понимания конкурентных влияний. Схема 7.1 на следующей странице представляет модель жизненного цикла продукта.

Прода- жи

Время

Фаза Разработка Рост Зрелость Упадок
Рост рынка Медленный Быстрый Замедляющийся Отрица- тельный
Струк- тура рынка Фрагмен- тарная Немного- численные конкуренты Несколько конкурентов, которые в конце стадии придут к олигополии В зависимости от причин упадка может стать олигополией или монополией
Ассор- тимент продук- ции Разно- образный с незначи- тельной стандар- тизацией Разно- образие значительно снижено. Возросшая стандар- тизация Значи- тельное уменьшение разнообразия продукции Переходит от разно- образных продуктов к более схожим
Финан- совые воздей- ствия Большие затраты по организации производства и отсутствие возмещения Рост обычно приносит прибыль, но большая часть ее реинвес- тируется Если будут получена значительная прибыль на акции, а вложения будут меньше, появится источник средств Удачная стратегия может дать источник средств
Расход или полу- чение средств Значительные затраты средств Равновесие Значительный приток средств Приток средств (или же расход, если стратегия неадекватна)
Воздей- ствия произ- водства Производство не массовое, приток продуктов невелик.

Разовые заказы или произ- водство небольшими партиями

Снижение стоимости, так как быстро нарастает опыт Концентрация на затратах и эффективности В отрасли требуется меньший объем производ- ственных мощностей
Воздей- ствия иссле- дова- ний и разра- боток Значи- тельные на продукт и на процесс произ- водства Умень- шается на продукт, продол- жается на произ- водство Незначительные. Используются при необходимости Расходов нет за исключе- нием тех, которые нужны для производ- ственного процесса или обновления продукции

Схема 7.1 Влияние жизненного цикла на стратегию

Источник: Luffman et al, (1991)

, Business Policy: An Analytical Introduction, Blackwell Business, Oxford

Давайте более детально рассмотрим каждую из четырех стадий жизненного цикла продукта.

Концепция жизненного цикла продукта подразумевает, что продукты имеют ограниченный жизненный цикл, а прибыли предсказуемы. На рынке продукт появляется, проходит стадию роста, стадию зрелости и в конце концов - стадию упадка. Когда новый продукт выбрасывается на рынок, прибыли очень малы или же вообще отсутствуют. Причиной этого является малый объем продаж, большие расходы на разработку, распределение и стимулирование. Расходы на стимулирование в этот период самые большие в связи с тем, что необходимо оповестить потенциальных покупателей о новом неизвестном продукте, а также провести его опробование. Вначале цены высоки и ориентированы на покупателя, который уже готов к покупке, то есть на группы со значительными доходами. Цены высоки потому, что фирма желает получить как можно больше прибыли с единицы продукции. Если продукт удовлетворяет рынок, объем продаж постепенно растет, первые покупатели продолжают его приобретать, а множество других начинают следовать их примеру. Объем продаж и прибыли быстро растут. Производственные затраты снижаются, и может последовать небольшое снижение цен (эффект масштаба).

В это время на рынок вторгаются конкуренты, привлеченные возможностью крупномасштабных прибылей. Компании продолжают наступление и чтобы достойно встретить конкурентов, улучшают качество продукта, ищут новые сегменты рынка, а также каналы распределения и снижают цену для привлечения чувствительных к ней покупателей.

В какой-то момент темпы реализации продукта замедляются, и он входит в стадию относительной зрелости. Прибыли начинают уменьшаться, конкуренция интенсивная, так как продукта в избытке. Некоторые из слабых конкурентов выходят из борьбы, а покупатели стремятся к маркам наивысшего качества и вырабатывают лояльность к ним. Затраты будут резко уменьшаться, и фирмы займут на рынке оборонительную позицию. Они будут стараться сделать их продукты отличными от продуктов конкурентов и будут нацеливаться на различные сегменты рынка. Фирма будет осуществлять поиск стратегии, которая позволит возобновить рост объема продаж, включая подбор различных вариантов сочетаний рынка, продукта и ассортимента. В конце концов продукт вступает в стадию упадка, в которой мало что может остановить падение объемов продаж и прибыльности. Некоторые фирмы уходят с рынка, а оставшиеся уменьшают количество каналов распределения. Цены и расходы на внедрение снижаются. Работа со слабым продуктом дорого обходится фирме и тогда принимается решение о снятии его с производства. Таким образом, продукт уже прошел успешные стадии своего жизненного цикла.

Задание

Распределите следующие продукты по стадиям жизненного цикла, в которых они находятся.

 

Стадии жизненного цикла

Продукт Внедрение Рост Зрелость Упадок
Сигареты        
Животные жиры        
Растительное Масло        
Персональные компьютеры (Windows)        
Лазерные диски        

Вы могли классифицировать их следующим образом:

  • Сигареты находятся в стадии упадка, о чем свидетельствует сужение рынка, а также запрещающее курение законодательство;
  • Животные жиры также в стадии упадка, в связи с проблемами здоровья и диеты;
  • Растительные масла на подъеме, в большей степени за счет сбалансирования падения предыдущего продукта;
  • Лазерные диски находятся на стадии внедрения. Они в настоящее время только появились и демонстрируют значительный рыночный потенциал. Цены на них высоки, так как необходимо покрыть расходы на исследования и разработки;
  • Персональные компьютеры, на которых используется программное обеспечение "Windows", входят в стадию роста.
<<предыдущая [1][2][3][4][5][6][7][8][9] следующая>>
[вид для печати]
© ЗАО "Аскери-АССА"

 

 

Реклама: