Letyshops

Культура организации

Цели | Что такое культура организации? | Характеристики культуры организации | Типы культуры. Ориентация на власть | Ролевая ориентация | Целевая ориентация | Личностная ориентация | Культура организации и стремление к совершенству | Профессионалы в организациях: их культурные ценности | Контрольное задание | Ответы на контрольное задание | Модуль 8 - Резюме

Уильямс и др. (1989) определили шесть элементов, характеризующих культуру организации. Культура является:

  • изучаемой;
  • как получаемой, так и отдаваемой;
  • частично бессознательной;
  • основанной на прошлом опыте;
  • скорее поддерживаемой, а не разделяемой;
  • разнородной.

Давайте рассмотрим каждую из этих характеристик.

Культуре обучаются

Представления о ценностях и человеческих отношениях зависят у каждого человека от окружающей его среды. Таким образом, культуру можно рассматривать как продукт среды, в которой взаимодействуют все члены организации. Причем в качестве среды рассматривается как внутренняя, так и внешняя обстановка.

Культуру и воспринимают и отдают

Это попросту значит, что культура, которой обучаются люди (восприятие), определяет то, как они действуют в будущем (отдача). Стратегии, структуры, процедуры и поведение, принятые руководством влияют на рабочую обстановку в будущем. Однако управляющие, будучи в течение некоторого времени членами организации, сами являются продуктом культуры и стратегий, которые они внедрили в практику.

Другими словами, люди создают культуру своими действиями, тем как они ведут себя и т.п., и эта культура, в свою очередь определяет их поведение в будущем. Следовательно, культура обладает высокой сопротивляемостью изменениям.

Культура частично подсознательна

Общие верования отдельных лиц в организации могут существовать на подсознательном уровне. Это может происходить в связи с тем, что:

  • сознательные убеждения и лежащие в их основе принципы становятся такими обычными, что принимаются как должное и со временем становятся нормой;
  • члены организации подсознательно воспринимают и обрабатывают информацию, которая влияет на их образ мышления.

Вильямс и др. (1989) утверждают, что человек воспринимает и обрабатывают информацию на различных уровнях сознания, а информация, получаемая ниже порога сознательного восприятия, может влиять на поведение в организации.

Культура имеет историческую основу

Организации развиваются исходя из начальных допущений, стратегий и структур, сформированных их основателями. Как только организация приняла стратегическое решение, произошло ограничение степени свободы последующих поколений. Выбор был сделан, и эти допущения могут существовать на протяжении многих поколений после того, как их приняли. Существовавшая ранее культура влияет на последующие поколения, так как решения, влияющие на будущее организации, принимаются в контексте существующей культуры, например, как у "Гинесс", "Маркс и Спенсер" и "Бьюлис".

Культура - это общепринятые подходы и ценности

Основная особенность культуры в организациях и обществе - это то, что ее разделяют все. Возможно, это звучит странно, но, как правило, люди обсуждают и достигают соглашения по поводу того, как думать и действовать в данной ситуации, то есть они приходят к согласию в вопросе общих ценностей.

Однако члены организации все же тяготеют к однотипному мышлению и поведению. Отдельные личности в пределах данной организации неизбежно примут общий тип мышления и поведения, даже если они в значительной степени разделены географически или функционально. Это и есть, вероятно, то, что дает культуре ее слегка мистическое качество. Реально же эти общие мышление и поведение - результат общего обучения, общей истории и опыта, а также общей среды.

Культура разнородна

Маловероятно, что на практике культуры организаций будут полностью однородными. Большинство организаций характеризуются субкультурами, которые формируются вокруг различных ролей, функций и уровней. Вероятно, что лишь очень немногие убеждения, принципы или ценности являются общими для всех членов. В большинстве организаций обычно можно выделить исполнительную культуру с общими целями и убеждениями в отношении стратегического решения, культуру управления, сосредоточенную на управлении и снабжении ресурсами, и культуру сотрудников, сосредоточенную на производстве.

Субкультуры большей или меньшей важности есть в любой культуре. Эти субкультуры в большинстве своем могут быть полезными, если они воспитывают чувство общего предназначения и единства в пределах данного подразделения. Точно так же они могут быть чрезвычайно вредными, если ограничивают взаимодействие или являются причинами конфликтов в организации. Позднее в этом блоке мы обсудим субкультуру финансов в организации.

Задание

Как культура вашего подразделения соответствует или же отличается от культуры организации?

Возможно, Вы обнаружили, что культура вашего подразделения очень схожа с общей культурой организации, особенно в вопросах качества и мастерства. Примером различий в культуре может служить одежда - очень неформальный стиль может быть нормой в чертежном и конструкторской отделах (что говорит о творческом характере деятельности), в то время как костюмы и более формальный стиль одежды будут нормой в отделах кадров и сбыта, где более вероятен прямой контакт с покупателями и клиентами.

<<предыдущая [1][2][3][4][5][6][7][8][9][10][11][12] следующая>>
[вид для печати]
© ЗАО "Аскери-АССА"

 

 

Реклама: