Развитие предприятия
Гончарук В.А.
Предисловие
Цель этой книги - познакомить читателя с основными решениями в области оптимизации и развития бизнеса.
Автор исходил из следующих предпосылок:
- практический интерес для руководителя представляют российские управленческие решения, принимаемые в контексте реального дела;
- руководителю важно знать, что он может сделать сам для изменения ситуации;
- конкретные рекомендации полезнее теоретических обоснований.
В книге нет публикуемых в каждом учебнике широко известных моделей, нет анализа и сопоставления сложных теорий. Все внимание уделено технологиям изменений, методам преодоления "узких мест", алгоритмам решения конкретных задач.
Материал, послуживший основой для книги, нарабатывался автором в течение нескольких лет в ходе консультационной практики и управленческой деятельности на высших руководящих постах коммерческих предприятий.
Абсолютное большинство предлагаемых подходов апробировано в реальных условиях. Лишь незначительная часть заимствована из чужого опыта, о чем имеются соответствующие ссылки.
Книга состоит из двух вступительных и трех основных разделов.
В разделе "Взгляд на современный бизнес" дается обзор особенностей российской ситуации, в которой приходится действовать руководителю.
В разделе "Взгляд на современное предприятие" анализируются отдельные вопросы управления и организации бизнеса.
Раздел "Для чего менять" посвящен разработке концепции изменений, способам сбора эксклюзивной информации.
В разделе "Что менять" рассматриваются проблемы оптимизации целей, стратегий, структуры и технологий предприятия, приводятся алгоритмы решения.
В разделе "Как менять" представлена стратегия и тактика внедрения изменений.
Книга предназначена для руководителей предприятий и подразделений, специалистов по организационному планированию, внутренних и внешних консультантов.
Взгляд на современный бизнес. Диссонанс теории и практики
Любой, кто серьезно занимается бизнесом, видит существенную разницу между теоретическими построениями учебников и пособий и реальной практикой ведения дел. Немногие руководители могут похвастаться, что удачно применили стандартную схему, и не у всех из них дела обстоят так хорошо, как они об этом говорят.
Среди причин диссонанса обычно называют следующие:
- теория представляет собой идеальные модели, которые обобщают и систематизируют основные факторы деятельности, но не учитывают всех факторов;
- теория всегда отстает от практики, поскольку основана на предыдущем опыте деятельности, а время меняет и технологии, и культуру, и политику;
- теории управления разработаны для западного развитого рынка и определенного экономического уровня, в основном для предприятий, уже прошедших этапы выживания и экстенсивного роста.
Современный российский бизнес имеет достаточно мало общего с "классическим", описанным в доступной у нас американской переводной литературе. "Их" учебники по менеджменту пестрят примерами, где начинающие предприниматели, угадав моду рынка или максимально учитывая запросы потребителей, за 3-5 лет создавали фирмы, входящие в первую тысячу самых процветающих корпораций мира.
Если подобные фирмы и появились сегодня в России (за 7-8 лет перестройки), то они находятся глубоко в тени и о них неизвестно даже здесь, тем более - в мире.
Под бизнесом в "классике" понимается, прежде всего, производство, на которое, в принципе, и должна опираться экономика. Производство в России есть.
Заводы, которые при социализме ориентировались на плановую экономику и выпускали процентов на 50 неконкурентоспособную продукцию (благо, не с кем было конкурировать) и процентов на 45 - оборонную, в современную эпоху извилистого продвижения к рынку потеряли все ориентиры и почти не приобрели возможностей.
Исключением можно считать сырьевые отрасли, которые широко используют единственное конкурентное преимущество - демпинговые цены - для обработки зарубежных рынков. Причем и это относительное "процветание" обеспечивается задержкой далеко не высокой заработной платы и невыплатой налогов в бюджет.
Средний завод выглядит сегодня примерно таким образом:
- оборудование устарело и в основном простаивает;
- часть складов и офисных помещений сдана;
- рабочих в 5-10 раз меньше, чем в "лучшие времена", причем основной контингент - предпенсионного возраста;
- управленческий аппарат в 3-5 раз больше, чем несколько лет назад;
- ремонт, переоборудование и строительство новых цехов помнят только "старожилы";
- завод задолжал бюджету и своим работникам.
Чтобы картина не казалась столь пессимистичной, опишем завод из "высшей" категории:
- выпускается продукция, которая пользуется спросом у конечного потребителя, готового платить деньги (если они есть);
- "заморожены" только некоторые цеха, предпринимаются попытки установить (в ограниченных масштабах) новое оборудование (разумеется, в кредит);
- зарплата и налоги выплачиваются почти регулярно;
- товарообмен идет, в основном, по бартеру, хотя есть движение в сторону денежных расчетов.
Продолжение в следующем выпуске.
Продолжение в выпусках: #150, #151, #152, #153, #154, #155, #156, #157, #158, #159, #160, #161, #162, #163, #164, #166, #170, #167, #168, #169, #171, #172, #173, #174, #175, #176, #177, #178, #179, #180, #181, #182, #186, #183, #184, #185, #187, #188, #189, #190, #191, #195, #192, #193, #194, #196, #200, #197, #198, #199, #202, #208, #210, #211, #213, #214, #209, #205, #207, #204, #206