Развитие предприятия
Гончарук В.А.
Менталитет
Российский менталитет стал универсальным оправданием для неудачных внедрений "правильных" теорий. Ему действительно нельзя отказать в праве считаться важнейшим фактором бизнеса. Однако этот фактор не так изменчив, как, например, потребительский рынок или налогооблагаемая база. Менталитет формируется годами. Ошибиться в его учете можно, только если его полностью игнорировать.
Какие же особенности российского менталитета можно считать существенными для бизнеса?
В одном мы, вероятно, ближе к азиатам, чем к европейцам: клановость и родственные связи для нас важнее, чем эффективность и целесообразность.
Большинство руководителей скорее готовы назначить, например, менеджером по рекламе брата жены своего шофера, чем человека "с улицы", который "ничем себя не зарекомендовал и неизвестно, что собой представляет".
Логичное обоснование, разумеется, есть: за вновь принятого человека в каком-то смысле отвечает работающий в фирме родственник. Тот факт, что профессиональные качества кандидата тоже могут быть важны, отходит на второй план.
Другая особенность - повальная тенденция считать прибыль сначала в чужом кармане, а потом в своем. Трудно сказать, сколько обоюдовыгодных сделок расстраивается по этой причине. Даже если других вариантов нет и не будет, договаривающаяся сторона может, например, не продать товар только потому, что другая на этом "слишком много заработает".
Есть довольно злая иллюстрация из категории "народной мудрости", гротескно отражающая эту особенность. Говорят, что если у европейца сосед построил дачу, он будет работать больше, чтобы построить такую же; наш человек спалит дачу соседа.
Ориентиры, старые и новые
Менталитет формируется годами. В России эти годы пришлись на эпоху двойных стандартов социализма. Громкие декларации и "правильные" заявленные цели благополучно сочетались со вполне жизненной практикой: делалось то, что можно делать, а оформлялось, как того требовала общественная мораль.
За эти годы мы потеряли (если когда-нибудь имели) свободную инициативу и привычку ориентироваться на собственные силы. Гениальный политолог 15-го века Никколо Макиавелли писал, что для государств, порабощенных с самого начала, свобода почти невозможна, так как они просто не умеют быть свободными.
Применительно к нашей ситуации можно сказать: внутренняя свобода для нас труднодостижима, так как почти всю сознательную жизнь "среднего" поколения она подавлялась жизненными обстоятельствами.
В бизнесе этот фактор находит прямое отражение: в большинстве фирм, где владельцы управляют через исполнительных директоров: первые не готовы отдать, а вторые не могут взять на себя ответственность даже за оперативные решения.
Иначе обстоит дело с молодым поколением. Его сознательная жизнь пришлась на эпоху переосмысления ценностей и ломки старых поведенческих алгоритмов. С одной стороны, основные императивы уже заданы родителями, с другой - ситуация открывает массу возможностей, для которых нет аппарата оценки.
В поисках новых ориентиров происходит обращение к западной культуре (благо, Голливуд всегда рад предоставить "наглядные пособия"). Как всегда в таких случаях, первой усваивается атрибутика, а не суть. Легко принимается, что быть богатым - хорошо, но остается за кадром, что для этого надо работать.
Формируется стереотип, как должен выглядеть и вести себя богатый человек, но не учитывается, что демонстративное поведение характерно как раз для стремящихся к богатству, а не достигших его. Тот факт, что 75% американских миллионеров заработали состояние ценой многолетнего труда по 12 часов в сутки без выходных, по меньшей мере, не вдохновляет, а потому игнорируется.
В результате мы имеем молодежь, ориентированную на быстрый успех, который измеряется в затратах на предметы роскоши. Если это владельцы предприятий, то первые свободные суммы они инвестируют не в развитие бизнеса, а в обстановку кабинета. Если это наемные работники, то первое, что они делают, вступая в бизнес, - оценивают перспективу стремительного карьерного роста в фирме.
Социальная этика бизнеса
Отдельного рассмотрения заслуживает социальная этика бизнеса, которая определяется как ценностями и мировоззрением высшего руководства, так и современной экономической ситуацией.
На Западе распространены идеи социально ответственного предпринимательства и социально этичного маркетинга. Считается, что организация должна достигать своих целей так, чтобы это шло на пользу обществу.
В российском бизнесе высокие идеи не имеют большой популярности. С одной стороны, основная масса предприятий еще не может позволить себе роскошь отвлечься от собственного выживания. С другой - из полутора десятков ценностей у нас на первом месте достижение богатства, власть, признание.
Однако привычка к двойной морали в данном случае явно служит на благо обществу. Успех и достаток требуют определенного стиля поведения, и то, что предприниматели не сделали бы из убеждения, они делают ради имиджа.
Благотворительностью мы обязаны скорее PR-кампаниям, чем высокой морали, и это видно по результатам. Детскому дому в Москве гораздо проще получить в подарок компьютеры, чем дому в Великих Луках - хотя бы продукты. Последняя акция "тянет" на заметку в местной газете, тогда как первой, не исключено, заинтересуется центральное телевидение.
Перспективы развития социально этичной практики можно оценить как удовлетворительные, если учесть, что она обоснована и чисто прагматическими целями. Пользование богатством в этой стране, нормальная жизнь детей и внуков предусматривают и развитие самой страны (хотя бы для того, чтобы голодный сосед не спалил твою дачу).
Продолжение в следующем выпуске
Продолжение в выпусках: #152, #153, #154, #155, #156, #157, #158, #162, #159, #160, #161, #163, #164, #166, #170, #167, #168, #169, #171, #172, #173, #174, #175, #176, #177, #178, #182, #179, #180, #181, #186, #183, #184, #185, #187, #188, #189, #190, #191, #195, #192, #193, #194, #196, #200, #197, #198, #199, #202, #208, #209, #213, #204, #206, #211, #205, #214, #207, #210