Letyshops

Устранение препятствий для успеха реинжиниринга

Вольф Шумахер

Начало в выпусках: #112, #113, #114, #115, #116, #117, #118, #119, #120, #121, #122, #124, #125, #126, #127, #128, #129, #130, #131, #132, #133, #134, #135

Из серии "Учебный курс по реинжинирингу"

Обучение с двойным циклом

  • Использовать обучение с двойным циклом. Понятие обучения с двойным циклом (Double-Loop Learning) ввел Крис Аргирис (Chris Argyris), один из передовых теоретиков в области управления преобразованиями (Argyris, 1992).

Аргирис критиковал традиционные теории управления за то, что они не учитывают мысли, чувства и процессы обучения индивидов.

Аргирис считает, что обучение происходит в двух случаях: при достижении цели и при выявлении расхождения между целью и результатом. Обучаются не организации, а люди, которые действуют и усваивают собственный опыт.

Если поиск и исправление ошибки не требуют изменения основополагающих ценностей системы (личности, коллектива, организации), происходит обучение с единым циклом (см. Рис.).

Рис. Обучение с единым и двойным циклом

Обучение с двойным циклом имеет место, когда для исправления несоответствий предварительно изучаются и преобразуются управляющие переменные. Эти переменные можно найти, наблюдая за действиями лиц - агентов организации с целью инициировать и направлять их действия.

Если некто (работая для организации) обнаружит проблему или решение проблемы, это нельзя назвать обучением с двойным циклом. Обучение происходит, когда найденное решение стало фактом.

Обучение с единым циклом хорошо для рутинных, повторяющихся вопросов, для ежедневной работы. Обучение с двойным циклом раскрывает стремление защититься в ходе преобразований, помогает выявить и преодолеть сопротивление, решить сложные проблемы.

Аргирис определяет принципы двойного цикла (Argyris, 1995):

  • раскрыть представления о проблеме или вопросе;
  • помочь группе переформулировать ошибочные представления;
  • разъяснить противоречия в мотивации участников;
  • найти непоследовательность в процессах решения вопроса;
  • показать скрытую информацию;
  • собрать и упорядочить разрозненные данные о проблеме.

Профилактика

  • Уделять внимание профилактике. Болезнь проще предотвратить, чем лечить - это верно и для здравоохранения, и для преобразований.

Запуская проект, мудрый руководитель старается предвидеть последствия, задавая себе следующие вопросы (Egan, 1994):

  • Каковы скрытые препятствия?
  • Как поведут себя "трудные" люди?
  • Какие скрытые течения могут сбить проект с курса?
  • Насколько проект нарушит существующие социальные соглашения?
  • Какую борьбу за власть поведут главные игроки/подразделения?
  • Насколько данный курс действий совместим с теневой организацией?
  • Какую инерцию придется преодолевать?

Применимость к проектам реинжиниринга

Эффективное теневое управление в ходе реинжиниринга - ценный метод преодоления препятствий, уходящих корнями в культуру организации. Хотя большинство сотрудников знают о теневой стороне компании, руководители обычно ничего не предпринимают для решения неявных проблем и не учитывают их при планировании.

Реинжиниринг - это реакция на изменения рынка. Кардинально меняя правила игры, необходимо учитывать не только очевидные, но и скрытые, теневые отношения и факты. Успех менеджера проекта и его команды может в значительной степени зависеть от умения сделать тайную организацию явной.

Продолжение в следующем выпуске.

Продолжение в выпусках: #137, #138, #139, #140, #141, #142, #143, #144, #145, #146, #147, #148, #149, #150, #151, #152, #153, #154, #155, #156, #157, #158, #159, #160, #161

 

 

Реклама: