Letyshops

Устранение препятствий для успеха реинжиниринга

Вольф Шумахер

Начало в выпусках: #112, #113, #114, #115, #116, #117, #118, #119, #120

Из серии "Учебный курс по реинжинирингу"

Причины, связанные с проектом

Все, что препятствует успешному выполнению проектов по реинжинирингу, имеет свои причины. Иногда эти причины не очевидны. Бросив все силы на борьбу с препятствиями, мы через некоторое время обнаруживаем, что причины остались и возникают новые, еще более мощные барьеры.

Структура проекта по бизнес-реинжинирингу создает препятствия, которые приходится преодолевать. Содержание и управление проектом могут стать причиной возникновения жестких и мягких препятствий.

Содержание проекта - его цели, отобранные бизнес-процессы и новые информационные технологии. Все это может вызывать сопротивление персонала и создавать жесткие препятствия.

Например, работники торгового предприятия в Ньюаркском аэропорту восстали против новых торговых точек на территории аэропорта, поскольку боялись потерять рабочее место (CIO, 1996). Типичный пример жесткого барьера - выбор программного пакета, ориентированного на функции, для поддержки новых процессов.

Источником серьезных препятствий может стать и управление проектом, если сотрудникам не объяснили, что их ждет. Путаница и беспорядок вызывают сомнения и даже страх. Сомнения и страх ведут к провалу, так как у людей нет стремления достичь целей. Игнорирование человеческого фактора грозит неудачей.

Иногда к проектам по реинжинирингу привлекаются внешние консультанты. Их отношение, принципы и методы могут отличаться от принятых в организации. Эти отличия вызывают сопротивление: "Он чужой". Если консультант пытается приспособиться и стать частью системы клиента, его перестают воспринимать как новатора и тоже не принимают. В подобной ситуации может оказаться и внутренний консультант.

Идеального способа строить отношения с клиентом в ходе проекта по реинжинирингу не существует. Каждый случай уникален и требует тактичного и индивидуального подхода. Недопустимо использовать консультанта, чтобы манипулировать членами организации.

Причины, связанные с людьми

Люди, которых коснулись организационные преобразования, - щедрый источник потенциальных препятствий. Это относится к сотрудникам всех уровней. Менеджеры не хотят перемен, которые угрожают их должности, рабочие боятся увольнения, если их заменят компьютерами и т. д. Поведение определяется личностными особенностями и правилами коллектива.

Некоторые топ-менеджеры и владельцы компаний полагают, что активнее всего сопротивляются реинжинирингу работники низших уровней, но чаще всего это не так. Руководители противятся изменениям особенно сильно, так как им есть, что терять. Часто интересам карьеры подчинена вся их (и их семьи) жизнь. Они поддерживают перемены на словах, а на деле стараются уберечь себя лично.

Рабочие, напротив, предпочитают знать, чего именно от них хотят. В отличие от начальства, они, как правило, не жонглируют словами и не плетут интриг.

Причины, связанные с организацией

Негибкая организационная структура также может стать причиной препятствий. В крупных бюрократических организациях подавляются реформаторские порывы, которые могут разрушить существующую структуру.

Еще один источник препятствий - внутренняя культура организации. Она на подсознательном уровне влияет на мышление, решения и поступки людей, работающих в компании. Культура может "убедить" в неспособности избежать прошлого и создать будущее (Hamel/Prahalad, 1994).

Иногда проект по реинжинирингу "сходит с рельс", потому что значительно меняется стратегический контекст - разработка новых процессов становится не важна (Nadler/Shaw/Walton, 1995).

Причины, связанные с окружающей средой

Причинами для препятствий, создаваемых внешней средой, могут служить законы, правила и общественное сопротивление.

Нередко деловые партнеры компании (поставщики и клиенты) сознательно или неосознанно противодействуют целям и содержанию проекта по реинжинирингу. Окружающая среда может внезапно перемениться, сделав проект нецелесообразным.

Продолжение следует

На Рисунке (см. предыдущий выпуск) показаны отношения между препятствиями и областями, в которых они возникают. Препятствие может иметь не одну, а несколько причин. Один и тот же фактор бывает причиной нескольких препятствий.

Мы не будем рассматривать все отношения между потенциальными препятствиями и их причинами. Используя в качестве примеров ИТ-барьеры и индивидуальное сопротивление, мы проанализируем некоторые причины. Этот анализ можно легко применить к другим препятствиям и их источникам: личным, коллективным, организационным и внешним.

Продолжение в следующем выпуске.

Продолжение в выпусках: #122, #124, #125, #126, #127, #128, #129, #130, #131, #132, #133, #134, #135, #136, #137, #138, #139, #140, #141, #142, #143, #144, #145, #146, #147, #148, #149, #150, #151, #152, #153, #154, #155, #156, #157, #158, #159, #160, #161

 

 

Реклама: