Letyshops

Устранение препятствий для успеха реинжиниринга

Вольф Шумахер

Начало в выпусках: #112, #113, #114, #115, #116, #117, #118, #119, #120, #121, #122, #124, #125, #126, #127, #128, #129, #130, #131

Из серии "Учебный курс по реинжинирингу"

IM 4.: Модель преобразований Левина

Модель преобразований Левина - классический метод плановых преобразований.

Левин делит процесс трансформации на 3 последовательных этапа:

  • "разморозить" существующее состояние;
  • перейти к новому состоянию;
  • "заморозить" новое состояние.

Изменения определяются как переход от существующего квази-равновесия к новому (см. Рис.).

Рис. Переход и факторы преобразований

Некое состояние А социальной системы на уровне L2 сохраняется противодействием сил: за статус-кво и за перемены. Силы компенсируются, обеспечивая квази-равновесие. Если преобразования предусматривают переход от L2 к новому состоянию L1, возможны два варианта стратегии (В и С).

При стратегии В силы перемен по мере продвижения к L1 возрастают, а силы сопротивления не уменьшаются. Переход на новый уровень достигается ценой большого напряжения. Чтобы оставаться на этом уровне, нужно много энергии.

Стратегия С требует меньших энергетических затрат. Сопротивление ослабляется с помощью различных мер.

Подходящим средством, чтобы начать движение в новом направлении ("разморозить"), Левин считает обучение. Это означает:

  • изменение когнитивной структуры участников (увеличение знаний);
  • изменение мотивации (умение принимать преобразования);
  • изменение коллектива, к которому человек принадлежит (переход к новой культуре);
  • получение новых навыков.

Вильям Бриджес (Bridges, 1991) доработал метод плановых преобразований Левина. Цель метода - помочь участникам изменений преодолеть переходный период.

По мнению Бриджеса, преобразования - это еще не переход. Преобразования ситуативны: новое место, новый начальник, новый процесс. Переход - психологический процесс привыкания к новой ситуации. Преобразования - внешнее, переход - внутреннее. Без перехода преобразования не работают.

Мероприятия

1. Переход начинается с конца. Отправная точка перехода - не начало, а конец, который помогает уйти от старой ситуации. Ситуативные преобразования связаны с новым, а психологический переход - с прежней реальностью и личностью до преобразований. Он начинается с отказа от привычного.

2. Нейтральная зона. Нейтральная зона - "ничья земля" между прежней и новой реальностью, период, когда старого уже нет, а к новому еще не привыкли. О нейтральной зоне важно помнить по ряду причин:

Во-первых, если не знать и не понимать ее смысла, можно попытаться взять ее "нахрапом" - и потерпеть поражение.

Во-вторых, "ничья земля" пугает, вызывая желание убежать. Серьезные организационные преобразования (реинжиниринг, например) часто сопровождаются утечкой кадров. Бегство означает отказ от перехода и ставит преобразования под угрозу. Нейтральная зона - место многообещающее, но и опасное.

3. Конец нейтральной зоны и новое начало. Приступать к делу лучше после реализации конца и освоения "нейтральной зоны". Многие организации пытаются начинать с этого этапа, а не заканчивать им. Не уделяя внимания завершению, они отрицают существование нейтральной зоны.

Применимость к проектам реинжиниринга

Как классический метод организационных преобразований, метод Левина широко применялся на практике с 1944 года (French/Coch, 1946) и получил поддержку видных исследователей организационных преобразований (Schein, 1995).

Тем не менее, он вызвал серьезные возражения со стороны ряда ученых. Кантер считает, что "замораживание" невозможно, так как в современных условиях компания должна быть динамичной (Kanter/Stein /Jick, 1992).

Метод Левина хорошо объясняет, что происходит при реинжиниринге, когда способы работы приходится отбрасывать, изменять, внедрять снова. В первую очередь это касается автоматизированных бизнес-процессов. В основе перехода к новым процессам лежит обучение.

Энергия должна быть направлена на проект, а не на споры между сторонниками и противниками реинжиниринга.

Продолжение в следующем выпуске.

Продолжение в выпусках: #133, #134, #135, #136, #137, #138, #139, #140, #141, #142, #143, #144, #145, #146, #147, #148, #149, #150, #151, #152, #153, #154, #161, #155, #156, #157, #158, #159, #160

 

 

Реклама: