Устранение препятствий для успеха реинжиниринга
Вольф Шумахер
Начало в выпусках: #112, #113, #114, #115, #116, #117, #118, #119, #120, #121, #122, #124, #125, #126, #127, #128, #129, #130
Из серии "Учебный курс по реинжинирингу"
IМ 3: Персональное обучение
Среди задач обучения - раскрепощение личности, развитие у нее умения достигать новых целей и осуществлять реальные перемены (Hargrove, 1995). Цель тренинга - осмыслить и трансформировать контекст мотивирования людей, постановки целей, обратной связи.
Успешный тренинг может радикально изменить поведение, воздействуя на структуру личности и миропонимание. Харгроув пишет: "Суть обучения - озадачивать и поддерживать людей, вдохновляя их своим присутствием" (Hargrove, 1995). Тренер должен заставить человека или команду следовать не теории, которую им навязывают, а теории, которую они разделяют и принимают.
Менеджер, который хочет добиться действительно командной работы, должен вести себя так, как он не привык. Задача тренера - сообщить ему, какое поведение соответствует принятой теории (командной работе), а какое не продуктивно. Опытный тренер формирует видение и ценности. Он не просто техник, который помогает достичь цели. Он глубоко проникает в систему обучения человека или команды, он тренирует.
Мероприятия
Обучение - это путешествие. Сначала оно помогает человеку, затем - команде, и наконец - обеспечивает успех целой организации. Четыре пункта на карте успешных преобразований (Hargrove, 1995) описывают это путешествие (см. Таблицу).
Таблица. Пункты тренинга
Пункт | Описание |
1. Обучение как наставничество | Тренинг начинается со взгляда в зеркало и вопроса: что важнее всего? Это обычно ведет к наставничеству, когда человек выбирает "служение", а не личные интересы. Он не только "служит" сегодня, но и создает организацию, которая позволяет людям расти и учиться. Главный ориентир для настоящего тренера - наставничество. |
2. Трансформация и переосмысление личности | Суть тренинга - научить людей создавать будущее, о котором они мечтают. В основе - изменение контекста, формирующего способ принимать решения. Тренер помогает выявить этот контекст, чтобы люди поняли, почему они должны измениться. Он играет роль зеркала для тех, кого тренирует. |
3. Создание коллектива на основе обязательства и сотрудничества | У сплоченного коллектива есть общее видение и цель - смысл работы, которую все выполняют. Люди отождествляют себя и со своей личностью, и с коллективом. Тренер стремится согласовать действия личности и коллектива. Он дает новые знания, которые позволяют использовать как личные стремления, так и силу совместных действий. |
4. Повышение способности людей действовать эффективно | Хороший тренер помогает людям действовать эффективно. Важно не только ставить сложные цели, но и наблюдать за людьми, помогать им учиться и совершенствоваться. Типичные вопросы: Какие старые установки вам мешают? Как мы можем преодолеть их? |
Применимость к проектам реинжиниринга
Тренинг очень важен в период реинжиниринга. Особенно он полезен для менеджеров среднего уровня, которых преобразования часто лишают статуса и, соответственно, денег. Их надо тренировать, делая их самих тренерами.
Джеймс Чампи (James Champy), один из создателей реинжиниринга, сказал: "Суть работы тренера - создать в команде ответственность и доверие. Победа команды вызывает сильное чувство общего успеха" (Champy, 1995).
Продолжение в следующем выпуске.
Продолжение в выпусках: #132, #133, #134, #135, #136, #137, #138, #139, #140, #141, #142, #143, #144, #145, #146, #147, #148, #149, #150, #151, #152, #153, #154, #155, #156, #157, #158, #159, #160, #161