Устранение препятствий для успеха реинжиниринга
Вольф Шумахер
Начало в выпусках: #112, #113, #114, #115, #116, #117, #118, #119, #120, #121, #122, #124, #125, #126, #127, #128, #129
Из серии "Учебный курс по реинжинирингу"
IM 2: Концепция потока
Цель: Концепцию потока создал известный психолог М. Чиксентмихали (M. Csikzentmihalyi, 1988). Он считает, что современные так называемые редукционистские теории в психологии плохо объясняют поведение людей. Его теория мотивации основывается на эмпирически проверенной зависимости между навыками человека и требованиями к нему.
Цель метода - создать такой уровень навыков и требований, при котором человек входит в состояние Потока (state of Flow). Поток предполагает отсутствие сопротивления и высокий уровень мотивации вопреки препятствиям. Характерный пример - альпинист, взбирающийся на опасную скалу, отдавая все силы. Он целеустремлен и предельно сосредоточен, он - в состоянии Потока.
В процессе преобразований концепция Потока требует уделять внимание каждому работнику и каждой команде. Необходимо согласовать навыки и требования, чтобы люди ощутили прилив энергии и стремились выполнить новую задачу.
Мероприятия
В состояние Потока не входят автоматически. Либо человек сам изменяет требования к себе и работает над своими навыками, либо кто-то (руководитель) делает это за него. На Рис. представлены четыре состояния личности в зависимости от условий.
Рис 1. Состояния личности
Если и требования, и уровень знаний работника невысоки, он пребывает в состоянии апатии. Таков печальный удел многих низкооплачиваемых специалистов.
Один из способов решить проблему - приобрести новые знания. Но если требования при этом не возрастают, возникает ощущение скуки.
Пример: к удивлению руководителей, молодые сотрудники часто увольняются, закончив учебу на курсах. Им становится скучно с новыми знаниями на прежней работе.
Рост требований без обучения вызывает боязнь провала. В результате - стресс и отчаяние, которые, как и скука, заставляют сопротивляться переменам.
Согласно концепции Потока, при одновременном обновлении знаний и требований личность эволюционирует, человек ощущает прилив энергии. Иногда работник может сам позаботиться о повышении своей квалификации, но большинству нужна помощь в виде тщательно продуманных программ обучения.
Применимость к проектам реинжиниринга
Концепция Потока охватывает как техническую, так и гуманитарную сторону реинжиниринга. С технической точки зрения, новые процессы и функции должны повышать требования к сотрудникам; человеческий фактор требует дополнительного обучения, которое позволит справляться с новыми задачами.
На практике реинжиниринг часто не повышает интеллектуальных требований, создавая схемы, которые не увеличивают, а ограничивают свободу работников (Nadler/ Shaw/ Walton, 1995). Концепция Потока учит разрабатывать процессы с минимумом спецификаций, чтобы обеспечить их эволюцию с помощью повышения уровня знаний специалистов.
Продолжение в следующем выпуске.
Продолжение в выпусках: #131, #132, #133, #134, #135, #136, #137, #138, #139, #140, #141, #142, #143, #144, #145, #146, #147, #148, #149, #150, #151, #152, #153, #154, #161, #160, #155, #156, #157, #158, #159