Letyshops

Устранение препятствий для успеха реинжиниринга

Вольф Шумахер

Начало в выпусках: #112, #113, #114, #115

Из серии "Учебный курс по реинжинирингу"

Принципы реинжиниринга предприятий

Принципы бизнес-реинжиниринга были сформулированы в начале 90-х годов. Приведем несколько наиболее важных (Coulson-Thomas, 1994):

  • Внешняя сторона: фокус на конечных пользователей и создание максимальной ценности для клиентов;
  • Дать клиентам и пользователям персональную и доступную точку контакта, через которую они могут задействовать любые ресурсы и кадры в соответствии со своими потребностями и интересами;
  • Внутренняя сторона: стремление полнее использовать кадровый потенциал и применять его там, где это нужно клиентам (этим принципом часто пренебрегают);
  • Поощрять обучение и развитие, создавая творческую среду. Многие организации почти забыли этот принцип: стараются выжать из людей все, заставить их как можно больше работать, вместо того чтобы улучшить условия труда, стимулировать осмысленный подход к делу;
  • Думать и работать, насколько это возможно, "по горизонтали", концентрируясь на потоках и процессах;
  • Устранять непродуктивные действия, вводить параллельные действия, уменьшать время на разработку и реакцию;
  • Сосредоточиться на результате, а не на исходном материале, связать рабочие показатели и вознаграждение с результатами, относящимися к клиентам;
  • Исходить из приоритета реальной пользы, а не управленческого контроля. Роль менеджера пересматривается, акцент на контроле уступает место функциям тренера и организатора;
  • Связать сетью кадры и действия. В некоторых сферах бизнеса виртуальные корпорации стали обычным явлением;
  • Активно создавать по всей организации рабочие команды, назначать ответственных;
  • Увеличить свободу действий и полномочия клиентов, перераспределить ответственность между организацией, ее поставщиками и клиентами;
  • Поощрять инициативу и участие (для этого руководство должно уметь прощать ошибки);
  • Убедиться, что у персонала есть необходимое оборудование, стимулы и полномочия;
  • Насколько это возможно, люди должны быть полностью ответственны за самоуправление и самоконтроль. Это требует умения планировать;
  • Расширять деятельность, не жертвуя глубиной знаний в стратегических областях;
  • Избегать сложностей. Не подменять творческое мышление программным обеспечением;
  • Свести число основных процессов к минимуму (примерно 12). Все они должны быть направлены на внешнего клиента. Управленческие процессы, такие как корпоративное планирование, срабатывают слишком поздно, чтобы оказывать реальное воздействие, и могут не иметь внутренних и внешних клиентов;
  • Встроить в бизнес-процессы циклы обучения, обновления и быстрой обратной связи;
  • Убедиться, что установленные решения предполагают непрерывное совершенствование. Опыт бизнес-реинжиниринга, возможно, возродит интерес к тотальному управлению качеством (TQM, Total Quality Management). Этим принципом часто пренебрегают.

Управление проектом по реинжинирингу

Одна из классификаций проектов по бизнес-реинжинирингу основана на сфере воздействия мероприятий (Понсе-де-Леон/Раи/Мелхер - Ponce-de-Leon/Rai/Melcher, 1995). Другой способ - классифицировать в зависимости от цели (Johansson/McHugh/Pendlebury/ Wheeler III, 1993). Приведенная ниже таблица сочетает оба подхода: в строках указан масштаб изменений, в столбцах - задача.

Таблица. Классификация проектов по реинжинирингу предприятия

Тип проекта Улучшение процесса Снижение затрат Стремление к совершенству Паритет конкуренции Точка контроля

Переработка правил

Внутрифунк- циональный:

Проекты нацелены на отдельные изолированные задачи, действия или функции

Пример 1.1.:

Устранить затраты на документо- оборот, введя для внутренней связи электронную почту

Пример 1.2.:

Провести реинжиниринг процесса поставок с целью убедиться, что выбран наименее затратный поставщик

Пример 1.3.:

Компания вводит цифровую систему записи голоса, чтобы упростить процесс снабжения и улучшить связь

Межфунк- циональный:

Проекты нацелены на межфунк- циональные бизнес-процессы, но в рамках подразделения

Пример: 2.1.:

Банк создал упрощенный бланк кредитного заявления (на одной странице) для сумм до 60 тыс. долларов

Пример 2.2.:

Ввести самоуправление рабочих команд для процесса управления заказом в производственной компании

Пример 2.3.:

Банк распускает все свои 120 филиалов и вводит удобную систему прямого банковского обслуживания через Интернет

Межоргани- зационный:

Проекты соединяют две и более фирмы, например, компанию и ее клиентов или поставщиков

Пример 3.1.:

Связь с одним определенным поставщиком для экономии затрат на проектировку товаров и доставку деталей (концепция единого источника)

Пример 3.2.:

Реинжиниринг процесса доставки между немецким автозаводом и всеми его европейскими поставщиками деталей (синхронизация процессов)

Пример 3.3.:

Автозавод переводит весь персонал, кроме 30 человек, на удаленную форму работы. Бывшие сотрудники становятся предприни- мателями, образуя сеть поставщиков

Большинство проектов по реинжинирингу предприятий относятся к категориям 1.2, 1.3, 2.1, 2.2, 3.1 и 3.2. Проекты типа 2.3 и 3.3 осуществляются редко из-за высокого риска, связанного с их масштабностью, а также из-за стремления некоторых руководителей получить быстрый результат из карьерных соображений. Сомнительно, можно ли называть мелкий проект типа 1.1 проектом по реинжинирингу.

Отмечая высокий процент неудач, Манганелли и Распа (Manganelli/Raspa) сообщают, что многие программы плохо продуманы и выполнены, сосредоточены на мелких функциональных переделках и плохо интегрированы. По их мнению, проект по реинжинирингу может рассчитывать на успех, только если в его основе - цели и стратегия предприятия(Manganelli/Raspa, 1995).

Продолжение в следующем выпуске.

Продолжение в выпусках: #117, #118, #119, #120, #121, #122, #124, #125, #126, #127, #128, #129, #130, #131, #132, #133, #134, #135, #136, #137, #138, #139, #140, #141, #142, #146, #143, #144, #145, #147, #148, #149, #150, #151, #152, #153, #154, #161, #160, #155, #156, #157, #158, #159

 

 

Реклама: