Устранение препятствий для успеха реинжиниринга
Вольф Шумахер
Начало в выпусках: #112, #113, #114, #115, #116, #117, #118, #119, #120, #121, #122, #124, #125, #126, #127, #128, #129, #130, #131, #132, #133, #134, #135, #136, #137, #138, #139, #140, #141, #142, #143, #144, #145, #146
Из серии "Учебный курс по реинжинирингу"
Ступени лидерства
Нетрадиционный подход к реинжинирингу требует нового стиля руководства. Профессор Гарвардского университета Коносуке Мацусита (Konosuke Matsushita) отмечает (Kotter, 1995):
"Для успешного управления все больше необходимо лидерство, а не просто хорошее руководство. Даже на низшем уровне неумение вести за собой вредит как работе компании, так и личной карьере. Организации, не поддерживающие лидерство, уже не выигрывают".
В Таблице представлена 7-ступенчатая лестница. Место, которое занимает на ней руководитель, зависит от полученных и применяемых лидерских навыков (Labach, 1994).
Таблица. Лестница лидерских навыков
Ступень | Роль лидера | Стиль |
7 | Высшая степень доверия в организации, когда команды самостоятельно ставят цели, выбирают стратегии и осуществляют их. Лидер - часть глобальной системы коллективного планирования. | Вдохновитель |
6 | Перезаключает социальные и деловые контракты с командами, основываясь на принципах партнерства и авторитета. Увеличивает права и ответственность команд. Хорошо знает проблемы и тенденции предприятия. | Партнер |
5 | Создает важные связи, помогая коллективу общаться с внешними и внутренними клиентами, поставщиками, коллективами. Команды разрабатывают свои процессы и управляют ими. | Объединяющий |
4 | Помогает, обучает, развивает коллектив, снимает препятствия, улучшает процессы, объединяя функции управления и поддержки для более эффективной работы коллектива. Команды самостоятельно ставят цели и контролируют свою работу. | Помощник |
3 | Играет три роли (лидер команды, инструктор и агент преобразований). Содействует развитию навыков, ответственности и качества в коллективе. Развивает способности людей и команды, помогает им быть информированными, квалифицированными, совершенствовать процессы. | Развивающий |
2 | Отечески печется о подчиненных, дает задания, поручения, проверяет результаты, решает проблемы. Поощряет зависимость и послушание. | Родитель |
1 | Осуществляет контроль, в том числе на микроуровне, мало доверяет, не допускает риска. В общении ставит всех в полную зависимость от себя. | Диктатор |
Вверх по лестнице
Руководитель, находящийся на первой или второй ступени лидерства, практически не способен обеспечить реальные преобразования. Такого начальника следует лишить его функций. Задача агента преобразований - дать руководителю верную оценку.
На всех ступенях до четвертой преобладает деловое лидерство: лидер направляет к заданным целям, разъясняет роли и задачи. Лидерство более высокого уровня - харизматическое: руководитель оказывает личное влияние, интеллектуально стимулируя сотрудников, которые являются его равноправными партнерами.
На верхней ступени лестницы - вдохновитель. Он не занимается реагированием на проблемы. Проблема для него - это возможность преобразить себя и организацию, чтобы приблизиться к цели.
Такой лидер не разграничивает личное и общественное, воплощая собой коллективное видение (Bennis/Parikh/Lessem, 1994). Агент преобразований должен проследить, чтобы вдохновитель не забыл "прихватить" с собой в будущее всю остальную организацию.
Ключ к успеху агента преобразований - помочь руководителям подняться по лестнице лидерства. Для этого ему следует применять навыки инструктора (IM 3). Задача агента очень важна, так как "лидеры с характером создают организации с характером" (Donnithorne, 1993).
Продолжение в следующем выпуске.
Продолжение в выпусках: #148, #149, #150, #151, #152, #153, #154, #155, #156, #157, #158, #160, #161, #159