Letyshops

Устранение препятствий для успеха реинжиниринга

Вольф Шумахер

Начало в выпусках: #112, #113, #114, #115, #116, #117, #118, #119, #120, #121, #122, #124, #125, #126, #127, #128, #129, #130, #131, #132, #133, #134, #135, #136, #137, #138, #139, #140, #141, #142, #143, #144, #145, #146

Из серии "Учебный курс по реинжинирингу"

Ступени лидерства

Нетрадиционный подход к реинжинирингу требует нового стиля руководства. Профессор Гарвардского университета Коносуке Мацусита (Konosuke Matsushita) отмечает (Kotter, 1995):

"Для успешного управления все больше необходимо лидерство, а не просто хорошее руководство. Даже на низшем уровне неумение вести за собой вредит как работе компании, так и личной карьере. Организации, не поддерживающие лидерство, уже не выигрывают".

В Таблице представлена 7-ступенчатая лестница. Место, которое занимает на ней руководитель, зависит от полученных и применяемых лидерских навыков (Labach, 1994).

Таблица. Лестница лидерских навыков

Ступень Роль лидера Стиль
7 Высшая степень доверия в организации, когда команды самостоятельно ставят цели, выбирают стратегии и осуществляют их. Лидер - часть глобальной системы коллективного планирования. Вдохновитель
6 Перезаключает социальные и деловые контракты с командами, основываясь на принципах партнерства и авторитета. Увеличивает права и ответственность команд. Хорошо знает проблемы и тенденции предприятия. Партнер
5 Создает важные связи, помогая коллективу общаться с внешними и внутренними клиентами, поставщиками, коллективами. Команды разрабатывают свои процессы и управляют ими. Объединяющий
4 Помогает, обучает, развивает коллектив, снимает препятствия, улучшает процессы, объединяя функции управления и поддержки для более эффективной работы коллектива. Команды самостоятельно ставят цели и контролируют свою работу. Помощник
3 Играет три роли (лидер команды, инструктор и агент преобразований). Содействует развитию навыков, ответственности и качества в коллективе. Развивает способности людей и команды, помогает им быть информированными, квалифицированными, совершенствовать процессы. Развивающий
2 Отечески печется о подчиненных, дает задания, поручения, проверяет результаты, решает проблемы. Поощряет зависимость и послушание. Родитель
1 Осуществляет контроль, в том числе на микроуровне, мало доверяет, не допускает риска. В общении ставит всех в полную зависимость от себя. Диктатор

Вверх по лестнице

Руководитель, находящийся на первой или второй ступени лидерства, практически не способен обеспечить реальные преобразования. Такого начальника следует лишить его функций. Задача агента преобразований - дать руководителю верную оценку.

На всех ступенях до четвертой преобладает деловое лидерство: лидер направляет к заданным целям, разъясняет роли и задачи. Лидерство более высокого уровня - харизматическое: руководитель оказывает личное влияние, интеллектуально стимулируя сотрудников, которые являются его равноправными партнерами.

На верхней ступени лестницы - вдохновитель. Он не занимается реагированием на проблемы. Проблема для него - это возможность преобразить себя и организацию, чтобы приблизиться к цели.

Такой лидер не разграничивает личное и общественное, воплощая собой коллективное видение (Bennis/Parikh/Lessem, 1994). Агент преобразований должен проследить, чтобы вдохновитель не забыл "прихватить" с собой в будущее всю остальную организацию.

Ключ к успеху агента преобразований - помочь руководителям подняться по лестнице лидерства. Для этого ему следует применять навыки инструктора (IM 3). Задача агента очень важна, так как "лидеры с характером создают организации с характером" (Donnithorne, 1993).

Продолжение в следующем выпуске.

Продолжение в выпусках: #148, #149, #150, #151, #152, #153, #154, #155, #156, #157, #158, #160, #161, #159

 

 

Реклама: